РАЗДЕЛI. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Урок 1. Введение в историюДревнего мира
Цели: заинтересовать учебнымматериалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке;обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщаяистория»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира — часть Всеобщейистории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.
Оборудование: карта мира,учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» илиМихайловского Ф.А. «История Древнего мира».
Информация для учителя
Памяткапри работе с исторической картой
— Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ееусловными обозначениями, с так называемой легендой — табличкой у края карты.Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить картузаговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску ипрочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно.Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, огородах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, опартизанских движениях и т. д.
— Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерностьс масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско,скрещенные мечи — важнейшие события.
— При работе с исторической картой вы можете опереться назнания по картографии, приобретенные на уроках природоведения и географии;карта как изображение земной поверхности Земли; чтение карты с помощьюлегенды, составление по карте характеристики страны и т. д.
— От класса к классу карты становятся более сложными, насыщеннымиусловными обозначениями, и работа с ними усложняется.
— Показывать географические и исторические объекты по настеннойкарте нужно стоя с правой стороны.
— Длялучшего понимания и запоминания расположения географических и историческихобъектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и посовременной политической карте мира, и по исторической карте.
I. Организационный момент И. Изучениеновой темы
План
1) Чтоизучает история Древнего мира?
2) Какученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
На доске: тема урока,новые слова: археология, исторический
источник, история, Всеобщаяистория.
1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задание: выяснить фамилииавторов учебника, название учебника, название его глав.
2. Рассказ учителя.
Итак, на уроках истории Древнего мира мыпознакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта,Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первыеолимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые былиизобретены порох и фарфор, появились шахматы…
Подробную информацию обо всем этом мы получим,изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далекомпрошлом?
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебникаВигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).
4. Беседа по прочитанному.
— Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине,старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерствеих создателей.)
Как называется наука, изучающая вещественныепамятники
истории? (Это наука археология.)
Как работает археологическая экспедиция?
5. Рассказ учителя.
Перед началом работ археологической экспедиции ееучастники изучают литературу того района, где предполагаются исследования.Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно,особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первыйполевой этап работы археологов — разведка, когда проводится сплошноеобследование района, на карту-план условными археологическими обозначениямизаносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследованиеглавного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф -это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.
Много интересных памятников археологи открыли спомощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римскихвоенных лагерей в Сирийской пустыне… Иногда аэрофотосъемка обнаруживаетархеологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так былиоткрыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленнымводами Средиземного моря.
По окончании разведки начинаются раскопки. Слойза слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком,равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шлауспешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во времяраскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют иизучают.
Елманова Н.С., Савичева Е.М.Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.
6. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).
Археология — наука, изучающаяисторию по вещественным остаткам древних людей.
Исторический источник —это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.
История — наука, изучающаяпрошлое и настоящее человечества.
III. Закрепление изученногоматериала
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Чтоизучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили,какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какиенароды их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)
— Чтоизучает археология? (Вещественные памятники истории.)
— Что называется историческим источником? (Это то, что дает наминформацию о жизни людей.)
— Что изучает история? (История — это наука, изучающаяжизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жилидревнейшие люди.)
Домашнее задание:прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебникаМихайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают ожизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира(вып. 1), задание № 1.
Как находят археологические памятники
В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула,на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от неечерез весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавшихтраншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросилвместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиесякое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он неполенился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово.Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог -обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи.Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.
Да, сомнений нет, это могильник. Судя поматериалу, чегандинско- мазунинского времени.
Замечательное открытие!
Голдина Р.Д. Силуэтырастаявших веков. Ижевск,
1996. С. 127-128.
