План-конспектурока окружающего мира во 2 классе.
Тема «Что такое экономика»
Цели:познакомить с целями и задачами раздела, с понятием «экономика»; выделитьотдельные части (отрасли) экономики и показать взаимосвязь этих частей;познакомить с важнейшими предприятиями своего города (края).
Планируемые результаты:учащиеся осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны;научатся объяснять, что такое экономика, и называть ее составные части;извлекать из различных источников новые сведения; готовить сообщения.
Оборудование:фотографии, на которых представлены разные области экономики.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ проверочной работы
(Анализ ошибок, допущенных в проверочнойработе, разбор заданий, вызвавших затруднения.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте на с. 103 учебника названиенового раздела. (Жизнь города и села.)
— Прочитайте, чему мы будем учиться,изучая этот раздел.
— Что привлекло ваше внимание? Чтозахотелось изучить? (Ответы детей.)
— Что кажется трудным и пока непонятным?
— Как мы справимся с трудностями? (Спомощью учебника, дополнительной литературы, Интернета, взрослых.)
— Надо ли бояться трудностей?
— Прочитайте первую задачу. Какое словонепонятно? (Экономика.)
— Предположите, о чем мы будем говорить науроке. (Об экономике.)
— Прочитайте тему урока на с. 104. (Чтотакое экономика.)
— Предположите, какие учебные задачи мыпоставим перед собой. (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайтезадачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Выполнение задания в рабочей тетради
№1 (с. 37).
— Разгадайте кроссворд. Слово,получившееся в выделенном столбце, поможет вам понять, что такое экономика.
(Самостоятельное выполнение.)
Ответы: хлеб, овощи, зеркало, мяч, чайник,носки, фрукты, автомобиль, компьютер.
— Какое слово получилось в выделенномстолбце? (Хозяйство.)
— Что же такое экономика? (Это хозяйство.)
2. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте текст на с. 104.
— Как на вопрос о том, что такоеэкономика, ответил папа Сережи и Нади? (Экономика — это хозяйственнаядеятельность людей.)
В основе слова «экономика» лежит слово«ойкос», которое на древнегреческом языке означает «дом». А буквальный переводслова «экономика» — искусство ведения домашнего хозяйства. С того, что насокружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь.
— Из чего состоит экономика? Как об этомговорит папа?
(Учащиеся читают.)
— Какие отрасли экономики представлены нафотографиях нас. 104—105? (Промышленность, строительство, сельское хозяйство,торговля.)
— Расскажите об одной из этих отраслей поплану на с. 105. (Например: сельское хозяйство, производит хлеб, мясо, молоко,овощи. Это продукты питания, без которых люди не могут обойтись. Здесь трудятсяхлеборобы, агрономы, животноводы, комбайнеры, садоводы, пчеловоды и т. д.)
(Желательно выслушать рассказ по каждойотрасли. Учитель дополняет ответы учащихся, показывает фотографии.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 37).
(Самостоятельное выполнение. Проверка впарах.)
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте вопросы 1 и 2 на с. 105учебника. Обсудите их в парах.
— Как вы ответили на первый вопрос?(Сельское хозяйство, транспорт, торговля.)
— Кто может объяснить на конкретныхпримерах, как связаны между собой отрасли экономики? (Например: без транспортане доставить материалы для строительства новых домов.)
(Самостоятельное выполнение задания 3.)
— Вспомните, как и где трудятся люди внашем городе (селе). Какие отрасли экономики работают в нашем крае?
(Учитель дополняет рассказы учащихся опредприятиях своего города (села).)
— Прочитайте рассказ «Из истории денег» П.Федоренко и Л. Хайлова на с. 106 и ответьте на предложенные вопросы.
— Придумайте свои интересные вопросы кданному рассказу.
(Проверка в парах.)
— Дополните рассказ, если вы знаетечто-нибудь еще из истории денег.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.107, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков иобъясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какое новое слово вы сегодня узнали?
— Что оно означает?
— Выполнили мы задачи этого урока?
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: №3,4 (с. 38).
2. С помощью взрослых найти вдополнительной литературе, Интернете информацию о том, какие деньгииспользуются в разных странах, и подготовить сообщение об этом.
