Тема: « «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ. Ф. И.ТЮТЧЕВ» 13.01.2023г.
Цели: Познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…»
вырабатывать навык выразительного чтения; развивать и обогащать речьучащихся, творческое воображение; коррекция памяти, образного мышления;формировать чувство прекрасного.
Оборудование: учебник, с/к «Зима в лесу».
Ход урока
Организационный момент.
Повторение.
-Что мы читали напрошлом уроке? (На льдине)
-Кудаотправились колхозники зимой.
-Чтослучилось с рыбаками на льду?
-Что сделалВолодин папа, чтобы спастись от беды?
-Что увиделВолодя?
-Как отреагировалина это рыбаки?
-Ктопомог спастись рыбакам?
-Какон это сделал?
Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей.
Работа по картине Шишкина «Зима».
— Каждое время года прекрасно,удивительно и неповторимо. И когда талантливый человек ощущает это, ему хочетсяподелиться с другими людьми своими открытиями, эмоциями, переживаниями.
— Определите, кто изобразил зиму? (На доске опорные слова: художник,поэт, писатель, композитор)
— Кто способен увиденное передатьтакими строчками? (поэт)
– Сегодня мы познакомимся сстихотворением Ф. И. Тютчева о зиме – «Чародейкою зимою» и будем говорить окрасоте, красоте зимнего пейзажа.
Работа над произведением. Образцовое чтение стихотворения учителем.
– О чем это стихотворение?
– Каким увиден зимний мир поэтом? (Застывшим, затаившимся, загадочным,взглядом сказочника)
Здесь зима — добрая колдунья,окутавшая лес снежной бахромой, оковавшая его легкой пуховой цепью.Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своимилучами, лес вспыхивает и сияет ослепительной красой.
Величественная, волшебная инеобыкновенная пора.
Словно живая, чародейка-зима меняетмаски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
– Какое настроение у вас возникает, какие ощущения?
– Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку? Почему?
– Кто назван чародеем?
– К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
– Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
– Сравните Зиму в этом стихотворении и стихотворении «Зима недаром злится…».
– Какие слова передают красоту Зимы?
– В чем проявились чары (волшебство) Зимы?
Физ.минутка.
Чтение стих-я учащимися. А) тихое жужжащее чтение.
Словарная работа
Чародей, волшебник — человек, чем-то очаровывающий других.
Бахрома— тесьма для обшивки чего-нибудь (кисти)
Очаровать — произвести сильное, неотразимое впечатление накого-нибудь, что-нибудь.
Чары — волшебство.
Закрепление. Работа в группах. (Подберислова, рифмующиеся со словами)
Снежинка –
Зима–
Речка –
Мороз –
Выразительное чтение стих-я учащимися.
Итог урока.