Топ-5 сложностей в работеучителя и как их решать (рекомендации)
Каждый день педагоги сталкиваютсяс трудностями: конфликты учеников, проблемы в общениис родителями, гора отчётов, новые стандарты — и ещё много всего.Мы выделили основные проблемы и узнали, как их можно решить.
Профессиональноевыгорание
Это самая страшная беда современного учителя:много отчётности, иногда трудная коммуникация с родителями учеников, темпжизни и работы, обилие обязательных мероприятий. Всё это приводитк тому, что учитель истощается эмоционально и физически, теряетинтерес не только к профессии, но и к жизни в целом.
Решение: беречьсебя. Понимать, что за постоянную работу памятник не поставяти что незаменимых людей не бывает. Поэтому важно правильнорасставлять приоритеты. Не стоит ставить профессиональные и рабочиезадачи выше личных интересов, выше семьи и своего здоровья. Еслиу учителя есть внутреннее ощущение гармонии, которое появляется, когда всёв балансе, то и выгорание отступает.
Раздражительность и повышениеголоса — это первые предвестники эмоционального выгорания.
Решение: важнобольше общаться с близкими и родными, найти время для себя,сделать передышку — причём не просто лежать в кровати,а заняться чем-то интересным.
Учениковсложно увлекать
Ученики не готовы самостоятельноработать на уроке. Постоянно требуется помощь учителя: они не могутнайти нужную информацию, хотят, чтобы за них всё сделали. Поэтому опытсамостоятельного обучения необходимо тренировать уже в начальной школеи к старшей школе его сформировать.
Решение: обратитьсяк модели этапов самостоятельного обучения (SSDL). Во время учёбыкаждый ученик проходит несколько позиций.
Зависимый. На этом этапе нужны чёткиеинструкции от учителя, тренировка, моментальная обратная связь, работа по инструкциям.Роль учителя — тренер.
Заинтересованный. Готов братьсяза самостоятельную работу, но с небольшими инструкциямии сопровождением. Роль учителя — мотиватор. На этом этапеученика можно поддержать вдохновляющими лекциями, работой в группе с проектамии чёткими инструкциями.
Вовлечённый. Может уже учитьсясамостоятельно, работать в проектах на несколько уроков. Рольучителя — фасилитатор.
Самонаправленный — мечта каждогоучителя. Ученик знает, зачем учится и как учится. Роль учителя —куратор.
Благодаря постепенному переходу от однойпозиции к другой ученик постепенно готовится к самостоятельномуосознанному обучению. В зависимости от преобладающего типа учениковв классе, учитель может строить образовательную деятельностьна уроке — и поэтапно выводить учеников на более высокийуровень.
Возрастает количество учеников, которымнеинтересно заниматься — что бы учитель ни делал. Отсутствуетинтерес к учёбе, который многие ученики и их родители путаютс развлечением.
Решение: добавлятьв уроки элементы геймификации. Например, можно предложить заданияиз LearningApps и УДОБА, но в режиме самообучения.То есть подбирать такие комплекты заданий, чтобы ученики узнали что-тоновое или повторили материал. Лада применяет этот метод во всех классах,по некоторым темам сама создаёт задания.
Если хочется увлечь школьников окружающиммиром — можно им дать задания, для выполнения которых надочто-то сфотографировать, понаблюдать, зарисовать объекты в быту,в пространстве школы, микрорайона, города. Или найти и уточнитьинформацию о разных объектах — такую, чтобы потенциальноу учеников появился интерес.
Коммуникацияс родителями
Родители заинтересованы в оценках,а не в приобретаемых знаниях и умениях. Растёт число родителей,которым оценка намного важнее реального результата.
Решение: Ладапубликует в своих соцсетях и школы фотоотчёты с работамиучеников. Когда их оценивают посторонние люди, да ещё и пишутмотивирующие комментарии — ребята получают эмоциональную оценку, которойне хватает дома. А родители начинают немного иначе смотретьна то, чем их дети занимаются в школе.
Многие родители не понимают, зачемиспользовать современные педагогические и цифровые технологиина уроке, требуют вести уроки в традиционной форме.
Решение: пригласитьродителей на урок и показать им современный формат. Такжепроводить просветительские семинары и рассказывать, какие компетенциинеобходимы будущим выпускникам.
Ещё можно приводить аналогии, которые будутпонимать родители. Например, в своём детстве они пили рыбий жир ложками.Сейчас появились витамины в капсулах, и родители с удовольствиемдают их своим детям — современный вариант оказался лучше.В образовании точно так же: появились технологии, которые помогаютна уроках — и их полезно использовать.
Иногда попадаются всезнающие родители,с которыми трудно выстраивать коммуникацию даже опытному педагогу.
Решение: выстроитьстиль общения с ними и установить правила.
Сформулировать свои требованияи не отступать от них в дальнейшем. Только важно, чтобыправила были разумными и обоснованными с точки зрения пользыдля детей.
Общаться на языке фактов, фильтроватьлишние эмоции и интерпретации.
Чаще выходить на открытый диалог,презентовать и объяснять грядущие изменения и свои действияв этом контексте.
Привлекать родителей к решению разныхвопросов в качестве экспертов и советчиков, поощрятьих активность и готовность сотрудничать.
Предлагать родителям неформальные дискуссии,тренинги, лекции.
Большойобъём работы
Учитель сдаёт отчёты, циклограммы,характеристики. Параллельно ведёт уроки, проводит олимпиады, проверяет работы.Иной раз кажется, что всё против учителей.
Решение: говоритьс коллегами и руководством о том объёме работы, которыйвыполняет учитель. Только это должно быть не в формате жалобы,а сообщением по делу. Возможно, коллеги просто не знают, чтоучитель выполняет столько задач.
У учителя много предметов и многоклассов. По всем предметам надо организовывать сбор работот учащихся, в том числе творческих, а ещё напоминатьо сроках выполнения — и самой не забывать о них.
Решение: Использоватькалендарь со сроками сдачи работ и настроить оповещения.
Научить школьников присылать работына почту или в соцсети, попросить ставить тему или тег, чтобыне потерять.
Размечать почту метками, чтобы быстрее искатьнужные.
Использовать таблицы самозаписи, чтобыученики самостоятельно записывались и ставили ссылки на работы.
Если надо срочно просмотреть работы, можноразрешить ученикам отправить их в мессенджер, но строгоограничить сроки сдачи: например, принимать работы в течение двух часов.Это позволит разделить потоки работ и проверять их пакетамиот одного класса по одному предмету.
Объём отчётности меньше не становится,а зачастую дублируется: бумажный и цифровой вариант. Рутиннаяи неэффективная работа не оставляет времени для творческихпорывов и простого человеческого контакта с детьми и коллегами.
Решение: Распределятьзадачи внутри команды педагогов: кто-то пишет шаблон, остальные тольковставляют свои данные.
Назначать «дежурных» по текущейотчётности.
Использовать чужие одобренные образцы,не заморачиваться с точными подсчётами — на уровне большихданных ошибки в сотых будут незаметны.
Ограничивать время на «текучку» —и за рамки не выходить. Важные и несрочные дела болеезначимы.
Общениес детьми
Современные подростки ужене воспринимают авторитарный стиль общения — и могут достаточнорезко реагировать. Приятельский тоже не подходит — в такомформате учитель рискует уничтожить необходимую дистанцию и утратить рольнаставника.
Решение: задатьнужный тон и стиль в отношениях с современными детьми.
Установить уважительные партнёрские отношенияи чёткие правила общения.
Зафиксировать свой статус учителя тем, чтовы можете наладить коммуникацию и быть примером адекватногоповедения.
Не вестись на провокации, бытьровным и доброжелательным со всеми.
Избегать субъективности в оценкахи суждениях.
Всегда принимать решения, даже трудные,в интересах развития и взросления ученика.
Полезный материал?