Изучение состояния здоровья является одним из важнейших этапов работы врача, обслуживающего детей и подростков. Важность этой работы заключается, в первую очередь в том, что именно в детском возрасте формируется физическое и психическое здоровье человека его устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды.
В настоящее время приняты следующие критерии комплексной оценки состояния здоровья:
1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
2. Уровень функционального состояния основных систем организма.
3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятному влиянию.
4. Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.
Хронические заболевания диагностируют во время проведения медицинских осмотров.
Оценка функционального состояния основных систем организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью функциональных проб (проба Мартине, Штанге-Генга, Летунова, РWС170).
О степени сопротивляемости (резистентности) организма судят по данным относительного количества острых заболеваний и обострений хронических заболеваний в течение прошлого года, а также по показателям состояния неспецифической резистентности (содержание Х-хроматина и гетерохроматина в эпителии слизистой щеки, гликогена в нейтрофилах, активности щелочной и кислой фосфотаз в нейтрофилах, дегидрогеназы и сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах, лизоцима и лактатдегидрпогеназы в слюне, степени бактерицидности кожи).
Существует ряд методов оценки физического развития детей и подростков, основные из них следующие:
· метод сигмальных отклонений .
· оценка физического развития по шкале регрессии .
· комплексный метод .
· оценка физического развития с использованием центильных табиц (центильный метод).