Эссе «Учитель – герой нашего времени?
«Научитьчеловека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он былсчастливым, можно»
А.С. Макаренко Что жетакое профессия учитель?
С древнейших цивилизаций, обучение и наука были ввеликом почете. Древняя шумерская пословица гласила: «Кто хочет преуспеть вшколе, должен подниматься с рассветом».[1] В эпоху древнего мира, девочкиобучались, только под наблюдением матери, а вот мальчики чтобы освоитьклинопись, посещали школы при храмах. В Древнем Египте, в эпоху азиатскогоспособа производства профессия писца была одной из самых почитаемых, грамотныелюди были на вес золота. Появилась поговорка в народе «Что уши у мальчика наспине» потому, что египтяне были уверены, что мальчуганы, которые учатся вшколе и страдают от непослушания, не могут уловить суть педагогическогообъяснения. Поэтому в школах часто применялись телесные наказания. Онисчитались лучшим способом заставить ребенка слушать учителя и следоватьинструкциям.
В Древней Греции мальчиков до семи лет воспитывали всемье. Затем отец подбирал учителей, которые учили ребёнка гимнастике, музыке,чтению и письму, заставляли пересказывать Илиаду иОдиссею. С двенадцати летнего возраста мальчики посещали гимназии. Весьдень их сопровождал раб, который назывался педагог: он присматривалза воспитанием, а дома заставлял повторять уроки. В эпоху античности девушектакже учили матери, которые передавали свои знания читать, писать, играть намузыкальных инструментах.
Преемником античной традиции оказались церковныешколы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначалаединственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениямиЕвропы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основнымипредметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения«отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.[2]Свет культуры находится в лице церкви.
Эпоха Просвещения – напитанная яркими трактатамивеликих французских просветителей, таких как Француа Вольтер, Дени Дидро, ШарльЛуи Монтескье, Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо. Яркая эпоха, одним своимназванием свидетельствующая о приоритетности педагогической проблематики взападноевропейском сознании XVIII веке, о напряженном внимании к вопросамобразования в общественно-государственной деятельности, придала законченноевыражение многим тенденциям, ясно обозначившимся в предшествующем столетии.Именно в это время в теоретическом разуме особенно интенсивно разрабатываласьидея, утверждавшая возможность рациональной организации социальных отношений,переустройства общественной жизни на разумных началах.
Девятнадцатый век, становления классическойгуманитарий науки. В этот прериод развивают свою бурную деятельность такиегениальные педагоги как Иоганн Генрих Песталоцци и ФридрихВильгельм Фребель. Адольф Дистервег много сделал для развития начальногообразования, был блестящим организатором немецкого педагогического образованияи талантливым педагогом. Дидактика развивающего обучения Дистервега и егоучебники оказали большое влияние на развитие европейской школы и педагогическоймысли XIX века. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение вРоссии. Однако в самой Германии педагог-демократ не был признан при жизни, аего прогрессивные мысли о всеобщем народном образовании вызывалинастороженность и раздражение.[3]
Отечественная педагогика рассматриваются принципыпостроения единой трудовой политехнической школы, проблемы активизацииобучения, воспитания коллектива (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий,П.П. Блонский, П.Н. Лепешинский, А.П. Пинкевич и др.).
Огромную роль в развитии педагогики воспитаниясыграл А.С. Макаренко. Он исследовал роль социальных факторов в воспитании,соотношение целей и средств воспитания, внешние и внутренние стимулыформирования коллектива и личности, основы педагогической логики, диалектикуотбора и конструирования методов и приемов воспитания, роль производительноготруда в воспитании личности и коллектива, целостный подход к формированиюличности, законы, закономерности и правила развития детского коллектива.[4]
Рассмотрев в кратко, историю педагогики можносказать, что же такое профессия учитель. На современном этапе истории напедагога, возложена больная ответственность, за воспитание ребенка так какобучающиеся проводить большинство своего временив школь. Для них школа — это работа,где они имеют свои обязанности и права, учитель их уважает, также, как и ученикдолжен уважать своего учителя. Но на педагога возложена также системастановления мироведения, детской психики, его направления в будущего строения истановления ответственного гражданина своей страны. Патриотического воспитанияи любви к своей родине.
Таким образом исходя из выше перечисленного, напедагога возложена непосильная ноша нравственного и патриотического воспитаниябудущих граждан Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, котораяявляется одной из ключевых задач на современном этапе.