Научно – методическая разработка
«Использованиеигровых технологий при становлении правильного звукопроизношения»
Особое значение играприобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детейдошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметнойдеятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речидетей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают своипредставления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересоватьребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
Экспериментально-исследовательская деятельность неявляется основной целью в работе учителя – логопеда, а выступает как инструмент, но большинстводетей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитиивосприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степеньмоторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений,особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдаетсяснижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их,сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Дляразвития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения,определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались.
Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что былополучено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований. Логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательскойдеятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное,что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то жевремя работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детямтак, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.
С целью повышения эффективности коррекционной работы используем такиенаправления исследовательской деятельности, как:
I. Экспериментально-исследовательская деятельностьпри работе над звукопроизношением.
Прикоррекции звукопроизношения вначале необходимо сформировать «физиологическийобраз» звука. Поэтому первым этапом исследовательской работы является:
1.1. Исследование артикуляционного аппарата иосмысление ребенком положения органов артикуляции при произношенииотрабатываемых звуков.
Во время исследований ребенок, сидя перед зеркалом, изучает свой речевойаппарат, сам выясняет, какие органы, участвуют в образовании звуков, исследует,как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, каксжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык,какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков. Методомэксперимента выясняет: Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы,зубы,¾ язык) меняют положение. Например, припроизнесении звука А широко открыт рот, язык лежит свободно; при произнесениисвистящих звуков (С, СЬ, З,ЗЬ,Ц) – зубы прикрыты, губы улыбаются, язычокнаходится за нижними зубками; при произнесении шипящих наоборот за верхними;при произнесении звука Р – язык должен задрожать.
Для достижения хороших результатов, экспериментируем с играмидля развития точных движений языка, губ. Игры можно проводить как с группойдетей, так и индивидуально.
Обращаясь к детям, говорим: «Кто умеет хорошо чистить зубы? Дети, покажитеваши зубки, сделайте из них заборчик, чтобы они все были видны» (показываем,как это нужно сделать). Тем, кому сложно, предлагаем посмотреть в зеркало,зрительный контроль быстро помогает добиться правильного положения органовартикуляции.
Теперь почистим зубы щеточкой, вот так (делает движения указательным.пальцем правой руки, имитируя движения с зубной щеткой)».
Обращаем внимание на тех детей, которым трудно бывает удержать полный оскал. Уних губы опускаются и скрывают зубы
Эта игра способствует выработке правильного положения губ при звуках с,з,ц,л.
Упражнение «Дудочка». Педагог показывает детям дудочку, обращая их внимание нато, что она длинная. Сильно вытянув губы, он играет на ней: «Ду-ду-ду», а затемпредлагает детям вытянуть губы дудочкой и погудеть: «У-у-у» или «Ду-ду-ду».Игра способствует выработке четких движений губ вперед, необходимых дляпроизношения звуков о, у,ш, ж,ч,щ.
«Язычок гуляет». Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрим, где живутваши язычки. Покажите мне их! А теперь уберите. Где же они живут? Там, во рту,за зубками… Язычку скучно сидеть дома, в ротике, ему хочется погулять.Посмотрите, что он делает (педагог, открыв рот, медленно опускает язык нанижнюю губу, потом поднимает его на верхнюю губу, отводит вправо, влево куголкам губ)». Закрыв рот и сделав небольшую паузу, воспитатель продолжает:«Видели, как язычок долго гулял? Он опускался вниз, поднимался вверх, ходилтуда и сюда, а потом спрятался в свой домик и там отдохнул. Давайте посмотрим, как ваши язычки умеют гулять».
Игра способствует выработке точных движений языка, его гибкости, силы,необходимых для правильного произношения всех звуков.
1.2.Игры для развития слухового внимания и восприятия.
Не вседети могут в равной мере легко повторить сказанную фразу,слово, отдельный звук. Одному нужно два, три раза прослушать то, чтопредлагается повторить, другой повторяет сразу же.
«Узнай, что это за звуки». (Три варианта.)
Первый вариант. Усадив детей в кружок, педагог показывает различные звучащие предметы. Например: колокольчик, бубен, дудочку. Игрушки:поросёнка, корову, собаку, кукушку, кошку — и предлагает послушать, какиезвуки они издают. Затем игрушки раздаются детям и они пробуют озвучить ихсамостоятельно.
Второйвариант. Игрушки расставлены настоле. Дети закрывают глаза и угадывают, какая игрушка звучит. «Что это?» —спрашивает воспитатель. Сначала дети отвечают хором, а когда ответы будутправильными, педагог спрашивает каждого ребенка отдельно.
Третий вариант. Игра проходит так же, как, предыдущая, нозаканчивается предложением педагога озвучить голоса животных, музыкальныеинструменты и др. Здесь быстро выявляются дети, не умеющие подражать звукам.
После того как будут освоены эти и подобные им игры, можно переходить к играм,в которых дети учатся различать голоса людей.
Игра «Угадай, кто зовет».
Дети становятся в круг,держась за руки. Водящий стоит в середине круга с завязанными глазами. Детиидут по кругу, затем останавливаются и один из детей должен назвать водящегопо имени или сказать условную фразу: «Назови меня!» Если водящий не угадал,кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос онугадал, становится водящим.
Игра «Что ты слышишь?». Воспитатель предлагает детям, закрыв глаза,послушать о чем «говорит» комната, и рассказать, кто что услышал. Дети говорят,что слышат тиканье часов, скрип двери, кашель, звук отодвигаемого стула и т.д. На прогулке можно послушать, что «говорит» улица, сад, поле, лес.
Игра «Выполни поручение». Педагог становится на расстоянии 5—6 м отдетей и шепотом озвучивает поручения, например: «Таня, подойди ко мне!»,«Витя, возьми мяч!», «Коля, встань у окна!», «Витя, бросай мяч Тане!», «Таня,бросай мяч Коле!» и т. д.
Игра «Эхо».Дети делятся на две группы: путешественники и эхо. Путешественникиперекликаются между собой, зовут друг друга
рогу, устроить отдых и т. д., а эхо точно повторяет все сказанноепутешественниками. (Каждый путешественник имеет свое эхо.)
В этой игре упражняются слуховое внимание и восприятие.
1.3. Исследование речевого дыхания.
Однимиз значимых условий постановки звуков является работа по развитию речевоговыдоха и воздушной струи. При произнесении звуков воздушная струя имеет разныйхарактер по длительности, силе, направленности, температуре. Во время такихигр-экспериментов, дети учатся тактильному контролю воздушной струи, когдаладонь одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом, а другая рука подносится ко рту логопеда, ребенок ощущает производимую им воздушную струю исравнивает ее с образцом, тренирует дыхательную мышцу.
Предлагаемодно из таких занимательных упражнений совместно с исследовательскойдеятельностью «Цветные пузыри»…
Имастер-класс по изготовлению игрушки для развития речевого дыхания «Весёлоеприведение».
Важно, чтобы педагог понимал задачи,поставленные перед ним, и творчески подходил к предлагаемому материалу.
Эффективностькоррекции звукопроизношения, становится более высока, при использовании речевыхигр и вышеперечисленных приемов и методов. Новажно подбирать игры, учитывая индивидуальные особенностиребенка. Если ребенок не слышит своего неправильного произношения и смешиваетзвуки, основными будут игры для развития слухового внимания, уточнения
слухового восприятия. Для детей с плохой артикуляцией
основными будут игры для развития точных движений языка и губ.
Данный анализ показывает, что систематическое использованиепознавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в речевыхиграх способствует эффективному формированию правильного произношения, так какпомогает сэкономить время при постановке звуков.
Списокиспользованной литературы:
1.Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998.
2.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
3.Светлова И.Е. Домашний логопед. – М.: Изд-во «Эксмо», 2009.
