X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Научно – методическая разработка

«Использованиеигровых технологий при становлении правильного звукопроизношения»

 

   Особое значение играприобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детейдошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметнойдеятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речидетей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают своипредставления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересоватьребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

   Экспериментально-исследовательская деятельность неявляется основной целью в работе учителя – логопеда, а выступает как инструмент, но большинстводетей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитиивосприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степеньмоторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений,особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдаетсяснижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их,сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Дляразвития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения,определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались.

  Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что былополучено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований.      Логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательскойдеятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное,что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то жевремя работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детямтак, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.

  С целью повышения эффективности коррекционной работы  используем такиенаправления исследовательской деятельности, как:

 I. Экспериментально-исследовательская деятельностьпри работе над звукопроизношением.

Прикоррекции звукопроизношения вначале необходимо сформировать «физиологическийобраз» звука.  Поэтому первым этапом исследовательской работы является:

1.1.          Исследование артикуляционного аппарата иосмысление ребенком положения органов артикуляции при произношенииотрабатываемых звуков.

   Во время исследований ребенок, сидя перед зеркалом, изучает свой речевойаппарат, сам выясняет, какие органы, участвуют в образовании звуков, исследует,как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, каксжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык,какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков. Методомэксперимента выясняет:  Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы,зубы,¾ язык) меняют положение. Например, припроизнесении звука А широко открыт рот, язык лежит свободно; при произнесениисвистящих звуков (С, СЬ, З,ЗЬ,Ц) – зубы прикрыты, губы улыбаются, язычокнаходится за нижними зубками; при произнесении шипящих наоборот за верхними;при произнесении звука Р – язык должен задрожать.

     Для достижения хороших результатов, экспериментируем с играмидля развития точных движе­ний языка, губ. Игры можно проводить как с группойдетей, так и индивидуально.
     Обращаясь к детям, говорим: «Кто умеет хорошо чистить зубы?  Дети, пока­житеваши зубки, сделайте из них заборчик, чтобы они все были видны» (показываем,как это нужно сделать). Тем, кому сложно,  предлагаем посмотреть в зеркало,зрительный контроль быстро помогает добиться правильного положения органовартикуляции.
   Теперь почистим зубы щеточкой, вот так (делает движе­ния указательным.пальцем правой руки, имитируя дви­жения с зубной щеткой)».
Обращаем внимание на тех детей, кото­рым трудно бывает удержать полный оскал. Уних  губы опускаются и скрывают зубы
   Эта игра способствует выработке правильного положения губ при звуках с,з,ц,л.
Упражнение «Дудочка». Педагог показывает детям ду­дочку, обращая их внимание нато, что она длинная. Сильно вытянув губы, он играет на ней: «Ду-ду-ду», а затемпредлагает детям вытянуть губы дудочкой и погу­деть: «У-у-у» или «Ду-ду-ду».Игра способствует выработке четких движений губ вперед, необходимых дляпроизношения звуков о, у,ш, ж,ч,щ.
«Язычок гуляет». Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрим, где живутваши язычки. Покажите мне их! А теперь уберите. Где же они живут? Там, во рту,за зубками… Язычку скучно сидеть дома, в ротике, ему хочется погулять.Посмотрите, что он де­лает (педагог, открыв рот, медленно опускает язык нанижнюю губу, потом поднимает его на верхнюю губу, отводит вправо, влево куголкам губ)». Закрыв рот и сде­лав небольшую паузу, воспитатель продолжает:«Видели, как язычок долго гулял? Он опускался вниз, поднимался вверх, ходилтуда и сюда, а потом спрятался в свой до­мик и там отдохнул. Давайте посмотрим, как ваши языч­ки умеют гулять».
Игра способствует выработке точных движений языка, его гибкости, силы,необходимых для правильного произ­ношения всех звуков.
1.2.Игры для развития слухового вни­мания и восприятия.

 Не вседети могут в равной мере легко повторить сказанную фразу,слово, отдельный звук. Одному нужно два, три раза прослу­шать то, чтопредлагается повторить, другой повторяет сразу же.
   «Узнай, что это за звуки». (Три варианта.)
Первый вариант. Усадив детей в кружок, педагог показывает различные звучащие предметы.  Например: колокольчик, бубен, дудочку.  Иг­рушки:поросёнка, корову, собаку, кукушку, кош­ку — и предлагает послушать, какиезвуки они издают.  Затем игрушки раздаются детям и они пробуют озвучить ихсамостоятельно.

   Второйвариант. Игрушки расставлены настоле. Де­ти закрывают глаза и угадывают, какая игрушка звучит. «Что это?» —спрашивает воспитатель. Сначала дети от­вечают хором, а когда ответы будутправильными, педагог спрашивает каждого ребенка отдельно.
   Третий вариант. Игра проходит так же, как, предыдущая, нозаканчивается предложением педагога озвучить голоса животных, музыкальныеинструменты и др. Здесь быстро выявляются дети, не умеющие подражать звукам.
 После того как будут освоены эти и подобные им игры, можно переходить к играм,в которых дети учатся раз­личать голоса людей.
    Игра «Угадай, кто зовет».

 Дети становятся в круг,дер­жась за руки. Водящий стоит в середине кру­га с завязанными глазами. Детиидут по кругу, затем оста­навливаются и один из детей должен назвать водящегопо имени или сказать условную фразу: «На­зови меня!» Если водящий не угадал,кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос онугадал, становится водящим.
   Игра «Что  ты слышишь?». Воспитатель предлагает детям, закрыв глаза,послушать о чем «говорит» комната, и рассказать, кто что услышал. Дети говорят,что слышат тиканье часов, скрип двери, кашель, звук отодвигаемого стула и т.д.  На прогулке можно послушать, что «гово­рит» улица, сад, поле, лес.
   Игра «Выполни поручение». Педагог становится на рас­стоянии 5—6 м отдетей и  шепотом озвучивает поручения, на­пример: «Таня, подойди ко мне!»,«Витя, возьми мяч!», «Коля, встань у окна!», «Витя, бросай мяч Тане!», «Таня,бросай мяч Коле!» и т. д.

   Игра «Эхо».Дети делятся на две группы: путешест­венники и эхо. Путешественникиперекликаются между собой, зовут друг друга
рогу, устроить отдых и т. д., а эхо точно повторяет все сказанноепутешественниками. (Каждый путешественник имеет свое эхо.)
В этой игре упражняются слуховое внимание и вос­приятие.
  1.3. Исследование речевого дыхания.

Однимиз значимых условий постановки звуков является работа по развитию речевоговыдоха и воздушной струи. При произнесении звуков воздушная струя имеет разныйхарактер по длительности, силе, направленности, температуре. Во время такихигр-экспериментов, дети учатся тактильному контролю воздушной струи, когдаладонь одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом, а другая рука подносится ко рту логопеда, ребенок ощущает производимую им воздушную струю исравнивает ее с образцом, тренирует дыхательную мышцу.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

Предлагаемодно из таких занимательных упражнений совместно с исследовательскойдеятельностью «Цветные пузыри»…

Имастер-класс по изготовлению игрушки для развития речевого дыхания «Весёлоеприведение».

       Важно, чтобы педагог понимал задачи,поставлен­ные перед ним, и творчески подходил к предлагаемому материалу.

    Эффективностькоррекции звукопроизношения, становится более высока, при использовании речевыхигр и вышеперечисленных приемов и методов. Новажно подбирать игры, учитывая индивидуальные осо­бенностиребенка. Если ребенок не слышит своего непра­вильного произношения и смешиваетзвуки, основными будут игры для развития слухового внимания, уточнения
слухового восприятия. Для детей с плохой артикуляцией
основными будут игры для развития точных движений язы­ка и губ.

   Данный анализ показывает, что систематическое использованиепознавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в речевыхиграх способствует эффективному формированию правильного произношения, так какпомогает сэкономить время при постановке звуков.   

 

Списокиспользованной литературы:

1.Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998.

2.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

3.Светлова И.Е. Домашний логопед. – М.: Изд-во «Эксмо», 2009.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет