Инвестиционная деятельность предприятия
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, права на интеллектуальную собственность, имущественные права, другие объекты собственности, а субъектами – инвесторы, в качестве которых могут выступать юридические лица, граждане, в том числе иностранные, а также иностранные представители.
Инвестиционная стратегия предприятия представляет собой разработку и обоснование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Инвестиционная стратегия предприятия разрабатывается на долгосрочный период (3, 5, 7 и более лет), но включает и среднесрочные цели (1-2 года), и краткосрочные (до 1 года), на основе которых вырабатываются конкретные управленческие решения для формирования инвестиционного портфеля и реализации инвестиционных программ и проектов.
Инвестиционный портфель формируется с учетом направлений инвестиционной стратегии и реализует стратегические задания среднесрочного периода. Формирование инвестиционного портфеля представляет собой поиск, оценку и отбор инвестиционных проектов исходя из возможностей и целей предприятия, т.е. из общей экономической стратегии развития предприятия. Прорабатываются возможные сроки и объемы реализации отдельных инвестиционных программ и проектов с учетом конкретизации решений в краткосрочном периоде.
Тема: Управление финансами предприятия
Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств и ценных бумаг (финансовых ресурсов).
Финансовая служба предприятия решает следующие задачи:
— обеспечение финансовыми ресурсами процесса производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, развития предприятия .
— исполнение финансовых обязательств перед бюджетом, кредиторами, персоналом и учредителями предприятия .
— разработка и реализация мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств .
— контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов в производстве и реализации инвестиционных проектов.
Финансовая служба предприятия выполняет следующие функции:
— организация финансового планирования, включая разработку текущих и перспективных финансовых планов .
— обеспечение своевременности и полноты расчетов с бюджетом, кредиторами, персоналом и учредителями предприятия .
— контроль за поступлением выручки от реализации продукции, имущества, товаров, работ, услуг .
— анализ финансовой отчетности, целевого использования фондов предприятия и правильности их формирования.
Управлением финансами предприятия – непрерывный организационный процесс, направленные на повышение эффективной деятельности предприятия и использования его финансовых ресурсов. Он включает: анализ финансового состояния предприятия и денежных потоков . разработку мероприятий, обеспечивающих повышение платежеспособности предприятия, сбытовых возможностей и формирование потенциала его развития.
Источником анализа финансового состояния предприятия служат данные бухгалтерского и статистического учета, отчетность предприятия, и в первую очередь данные бухгалтерского баланса.
Финансовый анализ позволяет оценить платежеспособность предприятия на текущий момент, выявить закономерности развития экономических процессов предприятия, изыскать внутренние резервы для оптимизации денежных потоков.
В ходе финансового анализа устанавливается:
— характеристика имущества предприятия (всего активов, стоимость чистых пассивов) .
— ликвидность (фактический и допустимый уровни коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности, степень задолженности) .
— финансовая устойчивость (достаточный и фактический уровни коэффициентов платежеспособности и автономности) .
— движение чистой наличности (чистое увеличение текущих активов и погашение ссуд) .
— левердж (степень задолженности и ее масштабы как источника, используемого в кредитовании деятельности предприятия, в сопоставлении с собственным капиталом и колебаниями в движении наличности) .
— прибыльность (рентабельность продукции, рентабельность оборота, точка безубыточности) .
— оборачиваемость оборотных средств (коэффициент оборачиваемости, длительность оборота) .
— темп изменения основных показателей эффективности использования ресурсов предприятия.
При изучении финансового состояния предприятия выделяется несколько направлений анализа: финансовых отчетов, структура баланса и динамики изменения его статей, структуры затрат и ресурсов, финансовых результатов деятельности предприятия.
В процессе анализа устанавливаются основные показатели финансового состояния предприятия. Одним из наиболее значимых показателей является платежеспособность. Под платежеспособностью понимают способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Платежеспособным является такое предприятие, у которого активы превышают внешние обязательства.
Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам по мере наступления срока их платежа называется ликвидностью. Слово «ликвидность» означает «легко превращаемый в деньги». Предприятия считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализовав текущие активы. Краткосрочные обязательства – это долги, срок погашения которых не превышает одного года. Когда наступает срок платежа, в наличии у предприятия должно быть достаточно денежных средств для уплаты.
Тема: Организация учета и отчетности
Система бухгалтерского учета предназначена для формирования информации о результатах и финансовом состоянии всех сфер деятельности субъектов хозяйствования. Бухгалтерский учет призван обеспечить контроль за сохранностью, наличием, движением и использованием ресурсов предприятия (основных фондов, товарно-материальных ценностей и т.д.), за платежной дисциплиной, действием материально-ответственных лиц, а также законностью осуществления хозяйственных операций.
На предприятиях бухгалтерский учет осуществляется специальной службой – бухгалтерией.
Обобщенная информация о результативности функционирования предприятия и отдельных его сфер представлена в отчетности, периодически составляемой бухгалтерской службой предприятия. Отчетность – это документы, содержащие систему показателей, позволяющих определять итоги работы предприятия за конкретный период (месяц, квартал, полугодие, год).
Главная задача бухгалтерской службы – способствовать росту эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Для ее решения должны быть обеспечены:
— возможность получения наиболее полной информации о фактических результатах деятельности предприятия, требуемой на всех уровнях управления .
— контроль за сохранностью средств предприятия, законностью их использования в соответствии с целевым назначением .
— точный учет и своевременность расчетов с бюджетом, учредителями, поставщиками, потребителями и другими кредиторами по отчислениям и платежам .
— правильность и своевременность составления бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерия на предприятии выполняет следующие функции:
— учет товарно-материальных и технических ценностей (основных фондов, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, товаров, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.) .
— учет затрат на производство и реализацию продукции .
— учет расчетов по оплате труда с персоналом предприятия (начисления заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное страхование и т.д.) .
— учет финансовых операций (движение денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, прочих счетах в банке расчетов с поставщиками, потребителями, прочими кредиторами и т.п.) .
— составление бухгалтерской отчетности.
Организация бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси базируется на нижеследующих основных принципах:
1. Государственное регулирования бухгалтерского учета и отчетности, осуществляемое в целях повышения достоверности и своевременности учетно-аналитической информации, а также достижения единообразия в составлении отчетности.
2. Сплошное документирование, двойная запись и инвентаризация, что обеспечивает наиболее достоверное отражение хозяйственных операций предприятий и способствует правильному обобщению информации на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах.
3. Денежное измерение и обеспечение сопоставимости учетных и плановых показателей в соответствии с принятыми методами их исчисления, что позволяет использовать их в экономическом анализе деятельности предприятий.
4. Гибкость и динамичность системы бухгалтерского учета, которые достигаются благодаря рациональному распределению объемов учетной работы, использованию современных экономико-математических методов и моделей, комплектованию бухгалтерских служб высококвалифицированными специалистами, широкому применению средств вычислительной техники и эффективного программного обеспечения.
5. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Доход учитывается в тот момент, когда он заработан, а затраты – в момент, когда они понесены.
6. Принцип неизменности, т.е. в течение года методы ведения бухгалтерского учета не изменяются, что обеспечивает сопоставимость финансовой отчетности.
Хозяйственные операции регистрируются на счетах бухгалтерского учета.
Счет представляет собой способ группирования и отражения текущих изменений в средствах предприятия. Каждому счету в соответствии с Типовым планом счетов присвоен номер. Например: счет 01 «Основные средства», счет 10 «Материалы».
Отражение операций в счетах ведется в денежных измерителях, а в необходимых случаях – в натуральных и трудовых. Все изменения, происходящие со средствами предприятия, представляют собой либо их увеличение, либо уменьшение. С целью раздельного учета увеличения и уменьшения средств счет делится на две части: левая – дебет, правая – кредит. В зависимости от того, что отражается на счетах, они делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.
Структура активного счета в общем виде может быть представлена следующим образом:
Дебет | Кредит |
Остаток на начало периода (дебетовое сальдо) Операции, вызывающие увеличение (+) Остаток на конец периода | Операции, вызывающие уменьшение (–) |
Структура пассивного счета:
Дебет | Кредит |
Операции, вызывающие уменьшение (–) | Остаток на начало периода (дебетовое сальдо) Операции, вызывающие увеличение (+) Остаток на конец периода |
Структура активно-пассивного счета:
Дебет | Кредит |
Сальдо – задолженность дебиторов на начало периода Погашение задолженности кредиторам, увеличение задолженности дебиторов Сальдо – задолженность на конец периода | Сальдо – задолженность кредиторам на начало периода Увеличение задолженности кредиторам, уменьшение задолженности дебиторов Сальдо – задолженность на конец периода |
По содержанию выделяются следующие виды отчетности: бухгалтерская, статистическая, оперативная и специальная.
Тема: Анализ хозяйственной деятельности предприятия