Анализ баланса садово – парковых территорий показывает, что дорожно – тропиночная сеть и площадки занимают от 10 до 20 % от всей площади объекта, а относительная протяжённость дорог составляет 300 …400 м на 1 га.
На различных объектах ландшафтной архитектуры, например, городских центрах, жилой и промышленной застройке, садах и парках, декоративности покрытий дорожно – тропиночной сети, их прочности, долговечности и конструкциям придаётся очень большое значение.
Известно, например, что при прогулке по парку большинство посетителей до 30% времени затрачивают на осмотр и восприятие того, что у них под ногами или на горизонтальных поверхностях вблизи от траектории движения.
Материал покрытия и другие параметры дорожно – тропиночной сети несут очень существенную информацию об объекте. Размер и габариты аллей, дорог, дорожек, площадок, материал и рисунок их покрытия, форма и пропорции их элементов должны соответствовать общему архитектурно – планировочному и художественному решению объекта.
В зависимости от функций и типов покрытий выделяют шесть классов дорог, аллей и дорожек.
I класс – главные аллеи и дороги (рис. 59). Представляют собой основные маршруты движения по объекту массового потока посетителей, обеспечивая связь главного входа с композиционными центрами объекта, в связи с чем испытывают серьёзные нагрузки. Проезд транспорта по ним не допускается. В зависимости от объекта главная аллея в выходные дни должна обеспечивать пропускную способность от 400 до 600 чел./ час. В связи с этим её ширина может варьировать от 6 до 50 м, конструкция должна быть прочной и выполненной из мало изнашиваемых материалов. Покрытие должно быть декоративным и в тоже время устойчивым к нагрузкам. Это могут быт бетонные и железобетонные плиты, монолитный бетон и железобетон, плиты из естественного камня.
В том случае, если ширина главной аллеи достаточная, её можно разделить вдоль на отдельные полосы газонами или цветниками. Такая аллея носит название экспланада. Подобное решение в определенной мере упорядочивает движение и предоставляет дополнительные возможности для декоративного оформления данного элемента.
II класс – второстепенные аллеи, дороги и дорожки, предназначенные для соединения различных узлов и функциональных зон объекта (рис. 60). Они обеспечивают равномерное распределение посетителей по территории, площадкам, площадкам для отдыха и т.д. Проезд транспорта по ним не допускается. Интенсивность движения по второстепенным аллеям и дорогам ниже и может в выходные и праздничные дни составлять 300 чел./ час. Соответственно и ширина их может колебаться от 3 до 12 м. В связи с тем, что этот класс дорог выполняет важную планировочную функцию, покрытие здесь, так же как и на главных дорогах, должно быть декоративным. Это могут быть бетонные плиты . естественный природный камень . щебёночное или гравийное покрытие, обработанное вяжущими материалами . грунтовое, улучшенное минеральными материалами . различные спецсмеси.
III класс – дополнительные дороги, дорожки и тропы, необходимые для соединения второстепенных планировочных элементов объекта (рис. 61). Они обеспечивают переходы, подходы к сооружениям, древесно – кустарниковым композициям, цветникам, местам отдыха и т.д. Проезд транспорта по ним не допускается, а интенсивность пешеходного движения низкая. В связи с этим ширина дорог III класса составляет 0,75 – 3,0 м, а конструкции и покрытия делают упрощёнными – бетонные плиты, грунтовое улучшенное или естественное покрытие.
IV класс – прогулочные велосипедные дорожки и тропы, ширина которых составляет от 1,5 до 2,5 м (рис. 62). Обычно их предусматривают в парках и лесопарках в обособленных полосах главных аллей и дорог по специальным маршрутам в целях прогулки и осмотра достопримечательных мест. Конструкции велосипедных дорожек должны быть прочными и устойчивыми. Покрытие может быть бетонное, асфальтобетонное, гравийное или щебёночное, обработанное вяжущими материалами, грунтовое, улучшенное минеральными материалами.
V класс – дороги для конной езды верхом, в экипажах и на санях предусматриваются в крупных парках, лесопарках и спорткомплексах по специально разработанным маршрутам движения (рис. 63). Они предназначены для конных прогулок и осмотра достопримечательностей, а также для занятий конным спортом. Данный тип дорог должен иметь специальное покрытие.
VI класс – хозяйственные дороги и проезды, шириной от 3,5 до 5,5 м, предназначенные для обслуживающего автотранспорта (мусоровозы, поливочные машины и т.д.). Конструкции и покрытия дорог VI класса устраиваются из прочных твёрдых материалов, выдерживающих большие нагрузки.
В загородных специализированных парках предусматривают автомобильные дороги, шириной 4,5 – 7,0 м для проезда микроавтобусов. В качестве их покрытия могут быть использованы следующие материалы: бетон, асфальтобетон, щебёночное и гравийное покрытие, обработанное вяжущими материалами.
Для крупных по площади объектов применяют все классы аллей и дорог. Для небольших объектов – скверов, малых садов, озеленённых участков перед общественными зданиями и т.д. чаще всего применяют садово – парковые дороги первых трёх классов.
Ширина садово – парковой дороги или дорожки имеет важное значение, т.к. она связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей по этому объекту. Для расчёта ширины садово парковой дороги учитывают: ширину полосы движения одного человека, которая при средней прогулочной скорости движения 35 -40 м/мин, составляет 0,75м и «плотность потока» посетителей. По расчётным данным на главных аллеях парка эта цифра составляет, примерно, 0,5 чел./кв.м, на улицах и проездах в городе – 0,7 чел./ кв.м. Плотность потока 1 – 1,5 чел /кв.м – является выше пороговых норм допустимой комфортности движения.
Выбор планировочной композиции дорожно – тропиночной сети зависит от рельефа местности, природно – климатических факторов, функционального назначения, зонирования и посещаемости территории объекта.
Определяющую роль при планировании дорожно – тропиночной сети выполняет рельеф территории. Сложный и расчленённый рельеф оправдывает извилистую сеть дорожек и тропинок с частыми поворотами. Ровный рельеф, наоборот, определяет более прямолинейное расположение дорожно – тропиночной сети, без неоправданных изменений направления движения, что, как правило, весьма раздражает людей, провоцируя их на «срезание углов» и вытаптывание газона. Однако, если всё же выбирается вариант с извилистой дорожкой, то каждый её поворот должен быть чем – то оправдан и обыгран, например, цветником или древесно – кустарниковой композиций.
При проектировании дорожно – тропиночной системы необходимо соблюдать следующие функциональные и композиционные требования:
– плотность системы аллей и дорог должна быть минимальной, но оптимально покрывать всю территорию .
– начертание дорожно – тропиночной сети в плане должно соответствовать рельефу местности .
– в местах пересечения дорог и аллей не должно образовываться острых углов. Их продольные оси должны пересекаться в одной точке и, желательно, под прямым углом. При пересечении с другими дорогами продолжение текущей дороги должно следовать в одном створе, без смещения по оси .
– очертания дорожно – тропиночной системы в плане должно иметь плавные линии изгибов .
– аллеи и дороги должны быть одинаковой ширины по всей своей длине, а их расширение должно быть оправдано. Хотя в малых садах дорожкам можно придавать замысловатую форму и делать их непостоянными по ширине .
– мощение дорожно – тропиночной сети должно быть прочным, способным выдерживать планируемые нагрузки и иметь декоративное значение .
– конструкция дорог должна обеспечивать отвод поверхностных вод. Во избежании скапливания дождевых и талых вод дороги и аллеи должны иметь поперечный и продольный уклоны. Поперечный уклон делают на обе (или на одну) стороны от осевой линии. Продольный уклон планируют из расчёта 0,5 – 1,0 см на каждый метр дороги. На самом низком участке дороги обеспечивают сток воды.
В проектной документации характер планировки дорожно – тропиночной сети отражён на разбивочном плане объекта. На этом плане помимо «привязки» траектории дорог, указывается тип покрытия, а на поля плана выносятся чертежи конструкций и узлов мощения.