X-PDF

Горизонтальная организация

Поделиться статьей

Трудно представить организацию любого размера, способную работать без управленческой иерархии для контроля и координации деятельности. Но многие лидирующие компании экспериментируют именно с такими сценариями. Они разбирают свои пирамидальные структуры, убирая иерархический контроль и отказываясь от специализации департаментов.

Компании всегда ищут новые способы максимизации прибылей и повышения своей конкурентоспособности. С этим связано стремление руководителей компаний к постоянному пересмотру старой школы управления организацией. В течение последних десятилетий основное внимание менеджеров было направлено на поиски альтернатив традиционной структуре управления, организованной по вертикальным линиям полномочий и отчетности. Эти усилия привели к экспериментированию с самыми разнообразными механизмами горизонтальной организации управления, основанной на создании межфункциональных команд в противовес традиционным функциональным подразделениям.

Горизонтальная организация — это организация, осуществляющая децентрализованную координацию действий различных организационных единиц или сотрудников разных функциональных подразделений при выполнении общих задач.

Создание т.н. горизонтальных организаций представляет в настоящее время наиболее распространенную и значимую тенденцию в современном мире бизнеса – переход от вертикальной иерархии управления к горизонтальной. Основное конкурентное преимущество, получаемое компаниями с хорошо развитой горизонтальной координацией деятельности, — это возможность гибко и быстро реагировать на любые изменения условий ведения бизнеса.

Горизонтальная организация управления может оказаться успешнее вертикальной, например, при разработке и выводе на рынок нового продукта при ограниченном запасе времени, что требует четкого и быстрого согласования действий таких функциональных подразделений компании, как НИОКР, производство, маркетинг и сбыт.

Горизонтальная организация, вне зависимости от ее формы, характеризуется децентрализацией принятия решений путем передачи их в группы, состоящие из специалистов различных подразделений.

Ряд преимуществ горизонтальной организации:

1. Повышается способность всей организации более быстро и часто принимать решения за счет децентрализации и высвобождения времени менеджеров различных уровней управления.

2. Ежедневные проблемы решают преимущественно те специалисты, которые имеют непосредственный контакт с рынками, клиентами и производством.

3. Возникает возможность не только принимать большее количество решений – по поставщикам, покупателям, продуктам и т.д. — но и осуществлять быстрое согласование этих решений с различными функциональными подразделениями.

4. Обеспечивается фокусировка деятельности компаний одновременно на решение многих задач. Поскольку в каждой команде работают специалисты разных функциональных областей, то они могут стать мощным организационным механизмом, повышающим общую эффективность компании.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

5. При вертикальной структуре каждое подразделение работает по установленным стандартам, что затрудняет координацию их деятельности. Горизонтальная организация, основанная на управлении процессами, нацелена на устранение межфункциональных барьеров.

6. В целом компания приобретает черты единой команды, в противовес совокупности разобщенных организационных единиц.

Например, крупные консультационные фирмы обычно используют географическую структуру офисов для фокусировки на клиентах. Но все они имеют горизонтальные связи между офисами через экспертов по отраслям и областям. Консультационная фирма может фокусироваться, по крайней мере, на трех направлениях — клиенты, отрасли и специальные функциональные области.

Проблемы и издержки горизонтальной организации:

1. Решения, принимаемые на более низких уровнях управления, могут оказаться менее продуманными и эффективными, в противоположность решениям, принимаемым опытными руководителями высшего звена. Это — общая проблема делегирования полномочий.

2. Увеличивается время, затрачиваемое на коммуникации и принятие решений, что связано с необходимостью согласования многих действий между различными подразделениями компании.

3. Повышается вероятность усиления конфликтов. Сотрудники разных подразделений имеют различное видение проблемы и разные предпочтения. Большая часть процесса принятия решений в компании, развивающей горизонтальную организацию, посвящена разрешению конфликтов.

4. Недостаток полномочий. Когда проблема передается группе сотрудников, а не отдельному человеку, ответственность за ее решение часто ложится на всех членов группы, что в реальности означает, что никто за это решение не отвечает.

5. Возникает общая проблема системы управления – создание адекватной системы набора специалистов, их продвижения и оценки в условиях командной работы.

Степень развития горизонтальных связей в организации определяется ее стратегией. Так, если компания придерживается стратегии «конгломеративной диверсификации», то есть осваивает выпуск новых продуктов, не совпадающих с традиционным профилем организации, горизонтальная координация может не понадобиться. В том же случае, когда стратегия определена как стратегия «концентрической диверсификации» путем создания новых производств, совпадающих с профилем организации (как, например, стратегия компании Procter &amp . Gamble, предусмативаютщая выпуск разнообразных потребительских товаров на основе химической переработки жиров и масел), то руководители компании активно создают механизмы горизонтальной координации в области производства и маркетинга.

Основой горизонтальной организации является межфункциональная координация, требуемая для производства и продажи продуктов и услуг.

Межфункциональная координация является задачей генеральных менеджеров и их сотрудников в функциональных подразделениях, вне зависимости от того, одним ли бизнесом они занимаются или являются бизнес-единицами в диверсифицированных компаниях. Наиболее просто координация осуществляется в компании, которая занимается производством единственного продукта или услуги, продаваемой единственному покупателю. Так, например, компания Apple Computer была в таких условиях в 80-х гг. Она производила единственный продукт – компьютер Macintosh — который приобретался одним типом покупателя — компьютерными дилерами.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет