Сценарий спектакля-постановки«Как солнышко в каждом доме зажглось»
Цели:
Обучающая. Способствовать формированию представлений о появлении в русскойкультуре традиции празднования «Масленицы» путём показа театрализованнойпостановки и объяснения в нем значения обрядов и ритуалов.
Воспитательная. Способствовать формированию культуры зрителя.
Развивающая. Способствовать развитиюинтереса к русской традиционной культуре, к изучению истории народа.
Задачи:
1) Понятьособенности проведения русского традиционного праздника «Масленица», вособенности — значение и символику блина.
2) Познакомитьсяс легендой о появлении блина в древней Руси и взаимосвязи с праздникомМасленицы.
Действующие лица:
Бабушка
Внуки
Карачун
Лада
Девушки
Перед началом мероприятия фоном звучит Трек __ «Приглашениена масленицу»
На одном краю сцены стоит стол, покрытый скатертью,скамьи, декорации для обозначения окна и печки, изображая комнату в деревенскойизбе. На другом краю сцены – сугробы, заснеженные елочки, плетень, на плетне –веревка. Декорации можно выполнить из белой бумаги. За сценой – искусственныйснеговик, который появится на сцене позже.
Вариант обстановки сцены:
Звучит трек № ___. У стола стоит Бабушка и замешиваеттесто.
Образ бабушки
Образ внучек:
Вбегают внуки и, радостные, со смехом, бросаются кбабушке. Она всплескивает руками от неожиданности.
Бабушка: Ох! Кто это у нас?!
1 Внучка: Здравствуй, бабулечка!
Бабушка: Здравствуйте, мои хорошие! Раздевайте, раздевайтесь! Спраздничком, мои птенчики!
2 Внучка: С Масленицей!
Внуки раздеваются, во время действия переговариваются,дергают друг друга за одежду, смеются, подбегают у столу, заглядывают с разныхсторон в тазик, в котором бабушка замешивает тесто, 1 Внучка пальчиком лезет втесто, Бабушка мажет ей носик тестом. Они смеются. 1 Внучка садится наскамейку. 2 Внучка обнимает бабушку
1 Внучка: Как же мы соскучились…
2 Внучка: А что это ты готовишь, бабуль?
Бабушка: Блины собираюсь печь – Масленица же!
2 Внучка: А почему именно блины? Я думала, пирог какой?
Бабушка: А блины хозяйки пекут на Масленицу для того, чтобы веснапоскорее наступила… (Трек 1а)
Внучки делают круглые глаза
1 Внучка: Как это так? Она ж и так придет…
2 Внучка перебивает 1 Внучку
2 Внучка: Как интересно… Бабуль, а расскажи нам об этом
Бабушка: Хорошо, хорошо, мои дорогие, не щебечите сразу обе… Туточень интересная история (Бабушка улыбается, задумывается) А дело былотак… (музыка затихает, герои замирают)
С другой стороны сцены слышится девичий смех, весёлаямузыка (трек № 2). В это время начинается действие на другом краю сцены.Девушки выбегают, смеясь, на сцену, бросаются снежками.
Образ девушек:
Одна девушка говорит всем, также обращаясь и кзрителям (Трек 2а):
1 Девушка: А давайте, слепим из последнего снега снежную бабу!Так мы попрощаемся с зимой. Все знают, как это делается? Сначала мы нагребаемснег руками (показывает движение руками, другие девушки повторяют),затем – лепим-лепим ком большой (показывает руками), и еще раз нагребаем,лепим-лепим ком другой (слова сопровождаются движением рук). Лепимручки, лепим ножки, чтобы бегать по дорожке. Лепим глазки, лепим бровки, идлинющий нос морковкой! Запомнили?! А теперь давайте под музыку!
Звучит Трек 2б «Лепим снеговика». Когда игра заканчивается, девушкаобращается к зрителям:
1 Девушка: Вот какого мы снеговика с вамислепили! (на сцене появляется снеговик (девушки выносят). Теперь и зимуможно проводить!
Примерный образ Снеговика:
Звучит трек № 3 (зловещая) Появляется старыйдед с посохом. Это и есть Карачун. Он водит руками, посохом, закручивая вьюгу.Звучит трек № 3а (вьюга)
Образ деда-Карачуна (Повелитель мрака и холода у славян,суровый, седовласый старик, который никогда не расставался со своим морозящимпосохом. Одевался в кафтан с белой оторочкой и зимнюю шапку):
Карачун: (Звучит трек № 3) Ишь (стучитпосохом об пол, девушки вздрагивают), чего задумали! Проводить они меняхотят! (девушки шепчутся, что-то ищут) Надоела им зима! Не уйду! Сейчася вас всех заморожу! Трек 4 (стучит посохом об пол и продолжаетнаводить вьюгу, начинается русская народная подвижная игра «Мороз – Красныйнос»: Карачун встает посреди сцены)
Карачун: Я Мороз – Красный нос
Всех морожу без разбора,
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь спуститься!
Девушки: Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
Девушки приглашают зрителей присоединиться к игре.Объясняют правила. Зрители вместе с девушками пытаются пробежать мимо Карачуна,но те, до кого он успевает дотронуться, замирают. Несколько девушек, болееловких, пробегают мимо Карачуна, дотрагиваются до замороженных и те оживают. Однаиз девушек показывает на веревку, которая висит на плетне, остальные быстро хватаютеё за разные концы. Девушки окружаю Карачуна и пытаются его связать. Онхватается за другой конец каната и начинает тянуть на себя.
1 Девушка: Как же холодно у нас! (тянут канат на себя, затемКарачун тянет на себя).
2 Девушка: Рученьки замёрзли! (тянут канат на себя, затемКарачун тянет на себя).
3 Девушка: Уходи скорей от нас! (тянут канат на себя, затемКарачун тянет на себя).
4 Девушка: Ведь весна уж заждалась! (девушки резко отпускаюверёвку, Карачун валится с ног, девушки с визгом на него наседают, хлопают понему ладошками легонько, посмеиваются. Две девушки отходят в сторонку (Трек 4а)и начинают зазывать Ладу)
4 Девушка: Чувиль! Чувиль-виль-виль-виль-виль!
5 Девушка: Чувиль! Чувиль-виль-виль-виль-виль!
Вместе: Лада, Ладушка, дуда
Прилети к нам сюда
Нам зима-то надоела
Всю соломушку поела
И сенцо, и крыльцо
Золотое кольцо
Зазвучал трек № 5 (птички) Появляетсямолодая девушка в волшебном одеянии – богиня Лада (богиня-мать в виде молодой икрасивой женщины с зеленоватыми волосами и в одеждах из листьев.Покровительница семейного очага, даровательница домашнего уюта и счастья вбраке). Девушки шепчутся, помогают Карачуну поняться. Он на них замахивается.
Образ богини Лады:
Лада: Здравствуй, Карачун! (кланяется) Отчего ворчишь ты,чего вьюгу нагоняешь? Пора бы тебе немного поубавиться.
Карачун: Не уйду я! Ещё морозов наведу, превращу землю в мёртвое,мёрзлое царство!
Лада: И не жалко тебе людей?
Карачун: А меня прогонять не жалко? Не уйду, пока в каждомдоме по солнцу не засветит!
На этой части сцены темнеет. Все уходят. Оживает сценс Бабушкой и внучками. Внуки сидят на скамейке. Бабушка протирает сковороду.
Бабушка: Задумалась Лада… Карачун просил невозможного. Чтоделать? Как быть?
2 Внучка: Бабушка, что же придумала Лада?! (Бабушка убираетсковороду и (Трек 6) выносит стопку блинов)
Бабушка: А вот что… Отгадайте-ка несколько загадок (обращаетсяк внукам и зрителям).