Электромагнитные реле и контакторы представляют собой коммутационные аппараты, подвижные контакты которых перемещаются и удерживаются в рабочем положении при помощи электромагнита. Реле отличаются от контакторов по величине тока в коммутируемой цепи. Реле обычно имеют маломощные контакты, способные переключать цепи с токами от долей ампера до десятков ампер, а контакторы служат для переключения цепей с токами в десятки и сотни ампер (в цепях электрического запуска ВСУ и двигателей ток может превышать 1500 А).
В схемах управления и автоматики авиационного электрооборудования применяются следующие основные виды электромагнитных реле:
— переключающие и промежуточные реле .
— коммутационные реле .
— вентильные реле .
— детекторные реле .
— поляризованные реле .
— реле времени и др.
Рис. 6.8. Общий принцип построения электромагнитного реле
1 – обмотка реле . 2 – ярмо . 3 – панель . 4 –выводные шины неподвижных контактов . 5 – подвижный контакт . 6 – контактная пластина . 7 – сердечник электромагнита . 8 – якорь . 9 – возвратная пружина.
На рис. 6.87. показана конструктивная схема реле. Подвижный контакт 5 реле укреплен на якоре 8 электромагнита, который может поворачиваться на оси. Если обмотка 1 реле обесточена, то возвратная пружина 9 удерживает якорь в крайнем верхнем положении и подвижный контакт замкнут с верхним неподвижным контактом. При подаче напряжения на обмотку электромагнита реле срабатывает, то есть его якорь, преодолевая усилие возвратной пружины, притягивается к сердечнику, и подвижный контакт размыкается с верхним и замыкается с нижним неподвижным контактом (происходит переключение контактов). После отключения обмотки реле якорь вместе с подвижным контактом под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение.
При срабатывании реле разомкнутые контакты замыкаются, а замкнутые — размыкаются.
Для обеспечения постоянства давления при колебаниях напряжения на обмотке реле, подвижный контакт связан с якорем через упругую пластинку 6, которая называется контактной, или буферной, пружиной. Так как воздушный зазор между якорем и сердечником электромагнита больше контактного зазора, то после замыкания контактов якорь имеет дополнительный ход, вызывая прогиб контактной пружины. Этот прогиб и создает необходимое контактное давление.
Кроме того, в результате дополнительного хода якоря происходит скольжение контактных поверхностей относительно друг друга (притирание), способствующее очищению контактов от пыли, грязи и подгара.
По такой схеме работает большинство электромагнитных реле и контакторов.
В вентильных или детекторных реле последовательно с обмоткой реле включается полупроводниковый диод, обеспечивающий срабатывание реле только при одной полярности напряжения. В детекторных реле, предназначенных для работы в сети переменного тока в корпусе реле дополнительно собран выпрямительный мост на 4х полупроводниковых диодах, который обеспечивает двухполупериодное выпрямление переменного напряжения, подающегося на обмотку реле.
В поляризованных реле два устойчивых положения обеспечиваются с помощью постоянных магнитов (см. п. 4.2. рис.4.4.).