Некоторые детали в романе связывают героев. Например, отношения Ольги и ее тетки также показаны через пр деталь, ленты.
— Помилуй, ma chere, к лицу ли тебе зеленые ленты? — говорила тетка. —
Возьми палевые.
— Ах, ma tante! уж я шестой раз в палевых, наконец приглядится.
— Ну, возьми pensee.
— А эти вам нравятся?
Тетка вглядывалась и медленно трясла головой.
— Как хочешь, ma chere, а я бы на твоем месте взяла pensee или палевые.
— Нет, ma tante, я лучше вот эти возьму, — говорила Ольга мягко и
брала, что ей хотелось.
Вообще в романе очень часто появляются всевозможные письма, записочки, бумажки – отчасти это создает атмосферу
Важную роль играют письма: письмо, которое Обломов получает в начале романа, меняет всю его судьбу и становится завязкой действия. Описано оно так:
Для того, чтобы написать ответ, Обломов пытается найти бумагу. Можно сравнить описания процесса поиска бумаги Обломовым и Плюшкиным.
Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго еще ворочал на все стороны четвертку, придумывая: нельзя ли отделить от нее еще осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя . всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку, и не без сожаления подумывая о том, что всё еще останется много чистого пробела.
|
|
пол-листа серой бумаги.
— На этом разве можно писать? — спросил Обломов, бросив бумагу. — Я
этим на ночь стакан закрывал, чтоб туда не попало что-нибудь… ядовитое.
Описания обыденной жизни Обломова в доме Пшеницыной похожи друг на друга.
К примеру, два отрывка:
он мирно проводил день, слушая
постукиванье маятника, треск кофейной мельницы и пение канареек.
Подолгу слушал он треск кофейной мельницы, скаканье на цепи и лай
собаки, чищенье сапог Захаром и мерный стук маятника.
Мадера
Сигары
Не менее важна, чем халат Обломова, другая деталь – сиреневая ветка. Подобным деталям Гончаров придает особенное значение и возвращается к ним на протяжении всего романа (что нельзя сказать о Гоголе: чаще всего даже самым ярким деталям автор обращается только один-два раза). Так и сиреневая ветка как символ отношений между Обломовым и Ольгой, его духовного перерождения проходит через всю вторую половину романа.
Момент символических намеков, знаменательных улыбок, сиреневых веток
прошел невозвратно, — понимает Обломов, ставя ветку сирени в один ряд с символическими намеками и знаменательными улыбками.
ПЕРЧАТКА
— Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым
|
|
слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Все засыпал! — шепнул
потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном.
Потом мало-помалу место живого горя заступило немое равнодушие. Илья
Ильич по целым часам смотрел, как падал снег и наносил сугробы на дворе и на
улице, как покрыл дрова, курятники, конуру, садик, гряды огорода, как из
столбов забора образовались пирамиды, как все умерло и окуталось в саван.