История русского садово-паркового искусства своеобразна и насчитывает многие столетия. Имеется множество свидетельств существования в дохристианской культуре Древней Руси ритуального восприятия ландшафтов: сохранились места культовых урочищ, святилища. В древнейших текстах былин читается устойчивый образ идеального сада.
Собственно ландшафтное искусство четко прослеживается на примере устройства древнерусских городов, городских усадеб и монастырей. Древнерусский город был подчинен ландшафту как в планировочном, так и в пространственном отношении. В отличие от европейских средневековых городов в границах русских городов на протяжении долгого времени сохранялись большие массивы рощ, луга, пустоши, озелененные открытые пространства города тяготели к берегам озер, долинам рек. Между стенами укрепленного города и посадом обязательно оставляли незастроенным обширный луг. Вокруг городов сохраняли лесистые холмы и лощины, городские и монастырские сады. Планировка самого поселения была достаточно свободной, но учитывала особенности рельефа и подчинялась определенному порядку. Древнерусская традиция планировки городов и размещения в них садов является продолжением греко-византийской традиции, пришедшей на Русь с принятием христианства. Византийско-русские градостроительные установления требовали сохранять «прозоры» на храмы, озера, холмы, монастырские сады, городские въезды и ворота. Регламентировалось расстояние между домами, между деревьями и границами соседнего двора.
Блестящий пример организации городского пространства средневековой Руси — Новгород. От центра города расходились административные «концы» с радиальными улицами. Город был окружен обширным Красным полем, за которым просматривались монастыри и церкви, и зрительно связан с Ильмень-озером (рисунок 7). Известно, что в Новгороде имелись сады как вне, так и внутри крепостных стен. Небольшой сад прочитывается на плане новгородского Детинца, существовали и общественные сады среди кварталов, застроенных состоятельными горожанами (изображения этих садов есть на иконах). Новгородские летописи упоминают об озеленении улиц в 1469 г. и закладке частных садов в 1508 г.
В состав городской усадьбы XV— XVI вв. обязательно входил утилитарный сад, где выращивали плоды, овощи, лекарственные травы . иногда устраивали рыбоводные пруды, садки для домашней птицы, пасеки. Цветники и декоративные элементы появляются в этих садах позднее. Городские сады посадских людей также были утилитарными, до 60-х годов XVII в. парадная часть в них не выделялась, однако наряду с «полезными» растениями широко использовались декоративные кустарники.
После принятия христианства появляются сады при монастырях, с которыми и связано в основном развитие садово-паркового искусства вплоть до XV—XVII вв. Изображения монастырских садов встречаются в иллюстрациях рукописных книг, на иконах. Сад, а позже и парк были принципиально необходимым элементом монастырского комплекса, несли огромную аллегорическую и символическую нагрузку. Сад-вертоград в стенах монастыря являлся символом или олицетворением рая на земле. Композиции этих замкнутых садов были компактны, прямоугольный участок разделяли крестообразно пересекающиеся дорожки, в центре часто располагали небольшой бассейн, иногда служивший и садком для рыб, в садах выращивали лекарственные травы, овощи, плоды, высаживали декоративные деревья и кустарники (известен сад Толгского монастыря). Примечательно, что в устройстве монастырских садов принимали участие мастера из византийских и греческих обителей. Вне стен монастырей существовали обширные плодовые сады относительно свободной планировки.
Рисунок 7 — Красное поле вокруг новгородского Детинца (Вергунов, Горохов, 1988): 1 — Детинец . 2 — городские сады . 3— Красное поле.
Развитие светской ветви русского садоводства XV—XVII вв. связано в основном с Москвой, где были сосредоточены самые обширные сады, не только утилитарные, но и парадные. В столице существовали регулярные по планировке государевы сады, свободно спланированные сады боярских усадеб, «аптекарские огороды» и «верховые сады» («висячие сады» на сводах построек Кремля). В загородных государевых и боярских вотчинах этого времени устраивали крупные утилитарные сады, изредка возникали и «увеселительные». В охотничьих угодьях разбивали «зверинцы» — лесные массивы со звездообразно проложенными просекам и аллеями (Измайлово, Лосинопогонный остров). Обширные плодовые сады регулярной планировки существовали в Коломенском, о наличии в них декоративных фрагментов свидетельствуют дошедшие до наших дней 600-летние дубы. Комплекс усадьбы Измайлово создавался как пример ведения сельского хозяйства: здесь в XVII в. были устроены сады, пасеки, «аптекарский огород», поля, система рыбоводных и оросительных прудов. Ансамбли Коломенское и Измайлово представляют собой типично русское явление: усадьба — организованная хозяйственная единица — становится очагом развития национальной культуры.
С началом реформ Петра I и строительством Петербурга в России начался новый этап развития ландшафтной архитектуры, которая впитала идеи французского регулярного паркостроения. Наиболее интенсивно новые идеи начали развиваться в новой столице. В начале XVIII в. здесь складывается трехчастная структура городской усадьбы «парадный двор — дом — регулярный сад», создаются регулярные городские публичные сады с каналами, бассейнами и фонтанами (Летний сад). Вблизи Петербурга еще при Петре I начали складываться ансамбли дворцов с регулярными садами, на их примере прослеживается периодизация русского паркостроения XVIII—XIX вв. Стрельна (1716—1727)—типично барочная регулярная композиция. В Ораниенбауме (1710—1725) сложилась барочная структура, которая была дополнена пейзажными фрагментами (1750-е гг.). В Петергофе сохранилось первоначальное барочное ядро (1714—1770), позже окруженное пятью ландшафтными парками. В Царском Селе ансамбль интенсивно развивался более двухсот лет и включил в себя фрагменты всех стилей русского паркостроения. Павловск (1770—1810) и Гатчина (1760— 1780) целиком принадлежат романтическому направлению. В середине XVIII в. создаются регулярные ансамбли и в Москве: Анненгоф, который включил в себя сады Петровского, Головинского и Лефортовского дворцов на Яузе, Студенец (частично сохранилась система каналов), Кусково (1720-е гг.), Архангельское (1760-е гг.). Небольшие регулярные сады с цветочными партерами существовали практически во всех усадьбах. Определяются общие принципы построения барочных садов: дворец или главный дом усадьбы является абсолютной доминантой ансамбля, в планировке на прямоугольную сетку дорог и боскетов накладываются лучевые системы аллей, широко используются трельяжи и шпалеры, увитые зеленью, стриженые деревья, в том числе «заморские», в саду устанавливают скульптуры, балюстрады, вазы. По мере развития стиля увеличивается размер регулярных композиций, однако в периферийных частях парков и на сложном рельефе регулярные схемы уступают место пейзажным решениям. Наряду с декоративными задачами традиционно решаются и утилитарные.
Смена идей барокко и классицизма была в России более сложной, чем в Европе. Новые композиции екатерининского классицизма накладывались на незаконченные ансамбли петровского и елизаветинского барокко . причудливое переплетение барокко, классицизма и романтических стилизаций составило, гармоничное целое. В это время закладывались и новые парки. Ведущим типом сада во второй половине XVIII в. — «золотого века» усадебной культуры — стал сад усадебный. Структура городских (Пашков дом, Голицынская больница в Москве) и загородных ансамблей (Останкино, Кусково, Архангельское) принципиально одинакова, различен только их масштаб. Центром композиции является дворец или главный дом с флигелями и службами, отделенный от улицы парадным двором. Расположенный за домом усадебный сад начинается регулярным французским партером, за которым раскидывается английский пейзажный парк, часто выходящий к реке или прудам с живописными очертаниями берегов. Русский усадебный парк всегда пространственно связан с пейзажем, его формы близки к природным и всегда сомасштабны человеку. В парках романтизма и сентиментализма развита целая система «пейзажных знаков», вызывающая географические или мифологические ассоциации, но в отличие от аллегорий барокко обращена она к чувству, а не к разуму. В русской усадьбе сложилась и своеобразная «игровая культура», многие пейзажные парки подчеркнуто «театрализованы» (Павловск), существовали дворцы-театры (Останкино), зеленые театры (Кусково) и театральные павильоны (Царицыно). История парков русского романтизма тесно связана с именами А. Т. Болотова (1738—1833) и Н.А.Львова (1751 — 1803) . ученые, писатели, архитекторы и садоводы —они разрабатывали (как в теоретических трудах, так и в устройстве парков) идею самобытности русского садоводства. А. Т. Болотовым создан парк в Богородицке, Н. А. Львовым — несколько усадеб в Торжокском уезде.
XIX в. отмечен в русском паркостроении постепенным отходом от сентиментальности, усилением рационалистического начала. Смысловым ядром усадьбы становится не дворец, а парк . все большее внимание уделяют красоте естественного пейзажа. Парк рассматривают теперь не как коллекцию отдельных видов и панорам, а как последовательность сменяющихся в движении картин. Создаются крупные парковые комплексы: дендропарк Тростянец, «парк парков» в Ливадии, ландшафтные ансамбли монастырей (Оптиной пустыни, Валаамского и Соловецкого монастырей, Троице-Сергиевой лавры). Загородные усадьбы становятся часто крупными производительными хозяйствами, окончательно складываются и усадебные художественные центры (Абрамцево, Поленово, Талашкино), расширяются усадебные ботанические коллекции (Горенки).
В городах формируется единая система публичных садов, бульваров, скверов, набережных, больничных садов (Москва, Петербург). В это время создаются и специализированные городские парки (зоопарк, ботанические сады), все большее внимание уделяется функциональному зонированию крупных парков.
Интересным примером развития ландшафтного ансамбля является комплекс Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. В XVI в. на этой территории находилось село Сенчино на реке Жабне, в 1676 г. при К. П. Нарышкине была построена церковь Петра и Павла, по которой село названо Петровским (церковь не сохранилась). В конце XVII в. Петр1 основал здесь сельскохозяйственную ферму с системой прудов «на голландский манер» — Астрадамово. В середине XVIII в. при князе Н.Г.Разумовском устраивается существующий в настоящее время регулярный террасный парк, в лесном массиве прокладываются просеки, строится дворец с флигелями . от построек того времени сохранились грот и балюстрада с вазами на верхней парковой террасе. В 1860 г. усадьба Петровско-Разумовское перешла в казну, а в 1 865 г. в ней была открыта Петровская земледельческая и лесная академия. К этому времени относятся сохранившиеся постройки архитектурного ядра усадьбы. В 60-е годы XIX в. закладываются плодовые сады, дендрарий, искусственный массив «Лесная дача», разбиваются опытные поля . общий характер композиции остается регулярным, но фрагменты вокруг Большого пруда, по долинам рек Синички и Жабенки представляют собой цельные пейзажные сады. Дендрарий, созданный главным садовником академии Р. Шредером, — один из самых совершенных русских пейзажных садов. Он построен как система полян и зеленых залов под открытым небом, точно продуманы рисунок каждой из групп деревьев и кустарников, колористическое решение всего пейзажа. Основные пейзажные картины раскрываются с центральных дорожек, огибная дорожка проходит по плотно засаженным периферийным частям парка. В современный ландшафтный ансамбль академии включены не только регулярный парк и малые сады (дендросад и ботанический сад), но и лесной массив, территория опытных полей и станций, архитектурный комплекс. Уникальный ансамбль—часть общей системы озелененных территорий Москвы, в которую входят лесные и сельскохозяйственные земли, парки и лесопарки, городские парки, скверы, бульвары, исторические парки-памятники.
Обязательной принадлежностью сада в царской России являлись искусственно созданные рощи из кедра, березы, дуба, сосны. Регулярные элементы в виде цветников, плодовых и огородных участков удачно сочетались со свободными контурами рощ, лугов, прудов, расположение, которых диктовалось характером местности. При этом красота плодовых и других хозяйственных растений ценилась так же высоко, как и декоративных. Эстетическая значимость садов не противопоставлялась их хозяйственной ценности, представление о красоте сада нерасторжимо связывалось с его полезностью.
В садах устраивались потешные сооружения: беседки («чердаки»), терема, шатры, галереи-гульбища, скамьи- («сиделки»), кресла («троны»), богато расписанные и украшенные резьбой. Сады окружали высокими стенами, окрашенными или расписанными «обманными перспективами» (обманками).
К концу XVIII века окончательно сформировались каноны русского паркостроительства. Его наиболее характерными чертами являются:
— развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений .
— наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом .
— развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений .
— учет и блестящее использование ландшафта — рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением .
— преобладание в ассортименте местных видов .
— широкое распространение открытых (как . их называли «воздушных», или «зеленых») театров .
— использование аллейных посадок, шпалер, берсо в оформлении дорог.
— завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов .
— использование и развитие традиционных русских приемов — «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.
Параллельно дворцовому паркостроительству выделился в самостоятельное направление так называемый «деревенский» стиль. Главная его особенность — близость к природе — будь то пашня или лес, море или озеро — и использование простых, естественных материалов и форм. Текстура и цвет составляющих элементов сада повторяет материалы, из которых построен дом, — дерево, кирпич или естественный камень, а может быть, и все они вместе, как материалы окружающего ландшафта. Большое количество всевозможных расцветок — особый шарм деревенского сада. Растения, в том числе и цветы не изысканных садовых форм, а простые, скромные — такие, как маргаритка, мальва, душистый горошек, — растут в цветущем изобилии без ограничений. Их сочетание может быть ярким, контрастным, но необходимострого определить их место в саду в сочетании с другими растениями. Мальву высаживают у крылечка около дома или по краю изгороди. Садовые строения, сараи и хозяйственные постройки убраны вьющимися розами и душистым горошком. Лучшие места в саду отводят под овощные грядки, но вдоль забора обычно тянется яркая кайма цветов, типичных для крестьянского сада, например георгин. Растения в горшках можно разместить на старой деревянной стремянке. Что касается оборудования, то лучше использовать не стандартную садовую мебель из магазина, а сделанную собственными руками из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол, выполненный из остова спиленного дерева, и т. п. Емкости для растений — из простой глины, мощение дорожек — из плитняка или кирпича. На дорожке, посыпанной каменной крошкой, можно высадить стелющиеся растения. Даже простые цинковые лейки служат не только для полива, но и как элементы декора. Ограждения — только из досок или плетень. Ворота «под старину», кирпичные стены и ограды из «старого» кирпича, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.