Урок орксэ в 4 а классе по теме:
«Этика об отношении к другим людям исамому себе»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общениядруг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитыватькультуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.
Ход урока
1. Оргмомент.
На доске – эпиграф: «Уважатьвсякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы снами поступали, — выше этого нет ничего. Конфуций».
— Добрый день! Эпиграфом к нашемууроку стали слова китайского мыслителя Конфуция. Сегодня мы проверим, насколькоон был прав.
2. Постановка цели и задачурока.
Просмотр видеоролика «Старайтесь не делать другим того,чего вы не хотели бы себе самому».
— Какие эмоции вы испытали припросмотре?
— В чём вы видите причинупроблемы?
— Как можно было бы исправитьситуацию?
— Попробуйте сформулировать темуурока и задачи.
Этика- это наука, котораяизучает принципы оптимального взаимоотношения человека и общества на основеморали и нравственности
3. Введение в тему
Об отношениях людей кдруг другу, о правилах этики отношений к другим людям исамому себе много говорится в разных религиях.
Основные религии, которыевыбирают люди во всём мире это ислам, христианство, буддизм и иудаизм. Каждаяиз них основывается на добре, на толерантном отношении ко всему живому. (докладДЕТЕЙ с.106-110 учебник)
— Какими нравственными качествамидолжен обладать человек с точки зрения каждой религии? Запишите эти слова наотдельных листах бумаги и закрепите их на доске.
Учащиеся выполняют задание. Надоске появляются слова: добро,терпимость, милосердие, ум, любовь и пр.
(Все эти качества одинаково важныдля всех людей. Если человек будет стремиться развивать в себе их, то мирстанет добрее и лучше.)
4. Первичное усвоение новых знаний.
— Давайте проведём психологическийэксперимент. Проверим, насколько негативные слова способны повлиять на нашенастроение.
«Обзывалки» (Н.Л. Кряжева, 1997).Скажите детям следующее: «Ребята, передавайте мяч по кругу, давайте называтьдруг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какимиобзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибовили мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!»Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. Взаключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудьприятное, например: «А ты… солнышко!»
— Что вы испытывали во время этойигры?
— Действительно, люди давнопоняли, что негативную энергию по отношению к другим и к самим себе следуетсдерживать. Для этого был установлен ряд правил. Они есть в большинстве мировыхрелигий. Давайте рассмотрим их.
5. Работа в группах. Класс делится на 3 группы, получает карточки
— Отправляемся по дороге доброты
1 станция) Станция пословиц
2 станция) Станция вежливости
3 станция) Станция культуры
4 станция) Сказочная – Все сказочные герои какиечеловеческие качества проявили в своих поступках? Можно ли у них поучиться ?Расскажите, приходилось ли вам применять высокие душевные качества? К какимлюдям люди относятся лучше? У всегда получается быть воспитанным?
6.Закрепление.
Просмотр видеофильма «Золотоеправило этики: возлюби ближнего как самого себя».
— Какой вывод вы для себя сделали?(«Золотое правило этики: возлюби ближнего как самого себя»).
6.Рефлексия.
— Вспомните начало урока и нашпсихологический эксперимент. Какими были ваши эмоции? Сейчас мы проведём ещёодин эксперимент.
Игра «Доброе животное» (Н.Л.Кряжева, 1997): «Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте,пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное.Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шагвперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох– два шага назад. Вдох – два шага вперёд. Выдох – два шага назад. Так не толькодышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук –шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этогоживотного себе».
— Что вы почувствовали? Прибавилосьли у вас сил? Такими же сильными вы будете, если руководствуясь сообща золотымправилом этики, будете жить и работать, делая мир вокруг себя лучше.
— Какой вывод из урока вы сделалидля себя? С каким настроением вы уходите с урока?
Истиннаядоброта заключается в благожелательном отношении к людям. Жан Жак Руссо
Чтобы оценитьдоброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самомсебе. Вильям Шекспир
Чтобы поверить в добро, надо начать делатьего.
Лев Толстой
*Без добрых дел нет
доброго имени.
* Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
* Доброе слово и
железные ворота
открывает.
* Ласковое слово,
что солнышко в ненастье.
* Доброе слово
человеку, что дождь
в засуху.
*Не хвались
серебром, а хвались
добром.
Ситуация 1.
Девочка возмущенно жаловалась маме:
Во дворе есть такой плохой мальчик — все время зовет меня Галькой.А ты как его зовешь? — спросила мама. Я его вообще никак незову. Я ему просто кричу: Эй, ты!
Права ли была девочка?
Ситуация 2
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковыемашинки. На что мальчик сказал :Что мне делать с двумя машинками? Ведь уменя такая уже есть!
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
Ситуация 3.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Оля увиделасвою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: Здравствуйте, ИннаИвановна!
Правильно ли поступила девочка?
возлюби ближнего
как самого себя
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкойон ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол отзлого Карабаса-Барабасса и открыл для них замечательный театр.
2. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежнойкоролевы и спасла своего друга из ледяного плена.