X-PDF

Открытый урок по теме:«Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных.»

Поделиться статьей

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.

Правописание собственных имен существительных.

Класс: 2.

Форма проведения: урок.

Тип урока: комплексного применения знаний(комбинированный).

Цель урока: показать функциональное различие между именами собственнымии нарицательными.

Задачи:

образовательные:добиться осмысленности усвоения учебного материала потеме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописаниесобственных имён существительных», осознания различия имёнсобственных и нарицательных, умения пользоваться терминами«имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографическийнавык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную,практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитиеу учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствоватьразвитию у учащихся внимания,наблюдательности, орфографическойзоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической идиалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви ксвоему городу, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

— понимать суть понятий «имена собственные»,«имена нарицательные», уметь различать имена существительныесобственные и нарицательные, уметь писать собственные именасуществительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению,понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействиюс ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищескогосотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию ивзаимопониманию;

регулятивные:уметь определять и формулировать цель науроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планироватьсвои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватнойретроспективной оценки;

познавательные:уметь ориентироваться в своейсистеме знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добыватьновые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свойжизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативныеуметь с достаточной полнотой и точностьювыражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре,группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

— уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно иусвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

— уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

— уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе(КУУД);

— уметь объяснять различие существительных собственных инарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

— формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

— уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым квзаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2класс

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, рабочая тетрадь по русскому языкуЛ.Ф.Климанова, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповойработы.

 

Ход урока

I Организация начала урока

 

— А ну-ка, дети, встаньте все!

Готов к работе 2 «Б»?

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.(тихо сели девочки

Тихо сели мальчики)

— Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.

-Сегодня прописываем чистописание с буквой ю.( Заглавная ипрописная)

-Вспоминаем как она пишется.(Чистописание на экране)

-И с этой буквой мы пропишем следующие слова:

-Давайте прочитаем эти слова

— А теперь, запишите их в свою тетрадь

 

-Отгадайте загадку

В два ряда дома стоят — 1020100 подряд

И квадратными глазами.

 Друг на друга всё глядят.(Улица)

-Сегодня у нас новое словарное слово улица

— Послушайте что обозначает это слово

Улица — это часть территории города илинебольшого посёлка, расположенная между жилыми домами или кварталами,предназначенная для движения транспорта и пешеходов.

-Откройте свои словари и запишите слово

— Самостоятельно поставьте ударение,подчеркните безударную гласную.

— Придумайте предложение со словом улица.Запишите его в свои тетради. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

— Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

— На какие вопросы они отвечают?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

— Как можно разделить данные существительные на группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

— Какие существительные называются одушевлёнными?

— Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Запишите самостоятельно в первый столбик неодушевленные именасуществительные, во второй столбик – одушевленные.

 Проверьте себя.

 (на слайде: солнце девочка

утро мальчик

город щенок)

— Кто справился с этим заданием правильно, поднимите руки.

УСТНО придумайте название городу, имя мальчику, имя девочке,кличку щенку. (Москва, Дима, Маша,Рыжик).

С какой буквы запишем слова? ( С большой. Почему? Собственное имя)

— Молодцы, правила вы знаете.

Распределите слова по корзинкам. Первая корзинка собственные именасуществительные. Вторая корзинка нарицательные имена существительные.

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович,дом,Кузнецов.

— Молодцы. Посмотрите ещё раз на корзинки. Чем отличаетсянаписание слов первой и второй корзинки?

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебнойзадачи.

— Попробуйте назвать тему нашего урока.(Собственные инарицательные имена существительные. Правописание собственных имёнсуществительных.)

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем … (какие существительные относятся ксобственным, а какие к нарицательным,)

научимся … (научимся их различать)

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №

V. Открытие нового знания

— Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1606

— А вы помните, что обозначают термины «собственные именасуществительные», «нарицательные имена существительные»?

— Имена, отчества, фамилии людей – это собственные именасуществительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но укаждого оно своё, личное и никто их у нас не может отобрать. Это наше,собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только нас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

— А все остальные – несобственные — имена существительныенарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, ноне дают ему имени.

6. Постановка проблемы

Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо.Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому чтона конверте вот такая запись.

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

— Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальонунепонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, МишкинаСоня – это фамилия и имя).

— Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает,какие слова надо писать с заглавной буквы.)

— Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так,чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли выподписали конверты. 

Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы,наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

(Самостоятельно)

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я оченьрад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой братлев.

Дети читают и исправляют ошибки.

7. Создание проблемной ситуации

Как бы вы написали слово дружок в предложении?

Ответы учащихся.

Учитель.

Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать исо строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разногонаписания одного и того же слова!

Учитель

Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и тогоже слова.

Учитель.

Что имели в виду, дети, которые написали слово сзаглавной буквы?

Ответы учащихся

Кличку животного- имя собственное.

Учитель.

А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?

Ответы учащихся

Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу — имя нарицательное.

Учитель.

Чем отличаются эти слова?

Ответы учащихся

Смыслом, обозначением, значением.

Учитель.

Вы все правы! А ещё точнее — эти слова отличаются лексическимзначением

Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково,а  различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза –роза, Шарик – шарик,

9. Первичное закрепление знаний

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь доконца в этой теме.

— А теперь давайте учиться различать имена собственные инарицательные.

10.Работа с учебником.

Упр.103

-Прочитайте текст.

-Перечислите названия городов, о которых идёт речь в тексте.

-Почему некоторые слова в этом тексте написаны с заглавной буквы?

Перечислите названия рек. С какой буквы они записаны?

— Спишите любое предложение. Подчеркните заглавную букву в именахсобственных.

-Как называются имена существительные, которые записаны в тексте сзаглавной буквы? (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ).

Поучимся их употреблять в письменной речи.

 

Физминутка.

— А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

— Я буду читать стихотворение. Если слово «Нарицательноетопай, ну а собственное хлопай!»

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробейТишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 

 

11. Вторичное закрепление знаний

— Как называется город, в котором мы живём?

— Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своёсобственное красивое имя — Воскресенск

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники.

 

В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы многоговорите дома, в школе, на классных часах.

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе,вставив, где нужно собственные имена существительные.

 

Мой город.

______________ — мой город. Он очень красивый. Рядом с городомтечёт река ___________________ . В нашем городе жили и трудились замечательныелюди: ___________________, __________________,

_____________________.

 

-Какой у вас получился рассказ?

-Запишите, составленный рассказ в свои тетради. Подчеркнитезаглавную букву в собственных именах существительных.

VII. Рефлексия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

 

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за …

Домашнее задание:

составить весёлый рассказ

(5 — 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём именасобственные.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1606

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp
Заявка
на расчет