период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма.
Выражение было впервые употреблено в 1929 году Николаем Бердяевым, соотнесено с выражением «золотой век», которым часто называли пушкинскую эпоху, первую треть XIX века.
Новый этап развития культуры в России (1861 – 1917). Серебрянный век – назвал Бердяев. Это проявление духовного и художественного ренессанса, взлет культуры. Духовные противоречие. Зарождение модерна. Обогатил все виды искусства и философию. Серебрянный век – западничество, Уайльд, Ницше, Шопенгауэр, А. де Виньи. Ориентиры в разных веках – Маларме, Рембо, Шелли, Ибсен, Меттерлинк и т.д.
2 направления – западничество и славянофильство.
19 век – открытия науки (Менделеев, Яблочков, Ладыгин, Циалковский).
Гуманитарные науки развиваются под влиянием естествознания. Ключевский.
Философия – идеализм. Русская религиозная философия. Основы религиознофилософского ренессанса – Соловьев 0 опыт синтеза религии, философии и науки.
Бердяев, Мережковский, Федотов, Флоренский.
В русской философии – внимание к духовному миру личности. Люди ищут новые основания духовной жизни. Мистические учения – Брюсов, Белый, Гипиус, Мережковский.
Противопоставления – природа и культура, смерть и любовь.
Формирование типа массовой культуры. Противовес – элитарное искусство.
Искусство становится неодонородным. Усилиение контактов с мировой культурой.
Разные стили. Конец 19 – декаденство – отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний. Многие течения модернизма.
Русская литература начала 20 века – символизм. Символ – знак иного мира, связь двух миров. Мережковский считал преобладание реализма – главным упадком культуры. Индивидуализм – тема стихийного гения.
Старшие (Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гипиус – 90 годы, культ красоты и свободное самовыражение поэта) и младшие (Блок. Белый, Соловьев – философские и теософские искания) символисты.
к 1910 году – акмеизм (Н. Гумилев, Городецкий, Ахматова, Мандельштам). Они декларировали освобождение поэзия от идеального, радостное любование бытием. Отказ от нравственных и духовных исканий.
Футуризм – разрушение старого, формотворчество.
Яркие индивидуальности не относящиеся к определенным течения – Волошин, Цветаева. Серебрянный век – эпоха ярких индивидуальностей.
Живопись – Левитан, Коровин, Борисов-Мусатов, Врубель. Объединение Мир искусства. опирались на поэтику символизма. поиск художественного образа в минувшем (Рерих – обращение к языческой славянской. скандинавской древности . Кустодиев, Серебрякова (неоклассицизм))
Бенуа, Сомов, Борисов-Мусатов – личностое отношение художников к изображаемому объекту. Объединения – голубая роза, бубновый валет – авторское осмысление мира.
Абстрактное искусство – Кандинский, Малевич. Петров-Водкин – связано с древнерусской иконописью. Главная тема – свобода человеческого духа перед лицом вечности.
Новый театр – Станиславский, Меерхольд, Вахтангов. Развитие музыкального театра – Мариинский. Большой. Частная опера – Мамонтова, Зимина. Вокальная школа – Шаляпин, Соболев, Нежданова. Реформаторы балета – Фокин, Павлова.
Римский-Корсаков – жанр оперы сказки. => . Глазунов. Лядов, Мясковский.
Отход от социальной проблематики к философско-этическая проблеме.
Рахманинов, эмоциональная направленноть творчества Скрябина, Стравинский…..
Взаимодействие разных видов искусства – Чюрленис, Мясковский.
Жанровые обозначения переходят из искусства в искусства. Белый – симфонист. У Скрябина — Поэмы. Скрябин – параллель с Брюсовым и Ивановым. Мистическое искусства. 4 соната, божественное поэма, поэма экстаза. Рахманинов – Концерт№1, Олеко, Симфония№1…. Стравинский – Петрушка и т.д. эксперименты с ладом, ритмом.
Дягилевские сезоны. Русский балет – ведущие позиции Петипа, Фокин, Горский. Работают с художниками Бакстом, Бенуа, Коровин, Рерих. Дягилев совместно с Бенуа создает Мир искусства. Русские сезоны за границей.
Поющие актеры – Шаляпин, Собинов, Нежданова.
Конец 19 век – мировое признание русского искусства.
Беляевский кружок – Р.-К. – издание русских произведений, организация конкурса Глинки…. пропагандирование русской музыки.
Появляются органы – Глазунов, Старокадамский. Скрипка как виртуозный инструментв – Прокофьев, Хренников. Развитие камерной музыки.
Серебрянный век – романтическое мироощущение. Репрезентативная музыка в творчестве Танеева, Лядова и т.д. Многоликость жанров камерной музыки. Палемики и критики композиторов. Метнер Муза и мода, Бузони….
Специфика серебряного века – многоликость и динамизм. Синтез музыки и танца в камерно-инструментальной музыке. Глубокая драма личности – трагические предчувствия, лиризм.
Поэтизация старины.
Тенденции камерного вок. творчества – охранительная, реформирующая (радикальная).
Предпосылки русского космизма: — художественно эстетические истоки – русский симфолизм. две тенденции – опора на зап. символистов (художественный символизм) . симфолизм как миропонимание. Философия Платона, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше.
— новая картина мира, осознание музыки как живого космоса.
— пространственно-временные возможности музыки дают понять что прошлое и будущее, причины и следствия постоянно взаимопроникают, меняются местами и сосуществуют одномоментно.
— женское начало 0 культурно-историческое явление (прекрасная дам, Татьяна…). Женщина – связь между земным и небесным
— космизм и литургика, богочеловечество. Всенощное бдение, Иоанн Дамаскин, Колокола. Аппакалиптическая направленность – 6 симфония Мясковского, Колокола. Китеж, Поэма огня.
— синтез искусств стремится к абсолютному искусству, открывающему первообразы. Музыкально-фресковый стиль. Синтезийность – перерастание символа в символ эпохи.
Начало XX века — это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина. И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова,3. Ершова.
Тема 23. РУССКАЯ МУЗЫКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Общие тенденции развития русской художественной культуры конца XIX -начала XX вв. Русский литературно-философский символизм и музыка. Противостоящие стилевые тенденции, нашедшие отражение в русской музыке начала XX века: кубофутуризм, декадентство, классицистские устремления. Взаимоотношения разных поколений русских композиторов. Поздние сказочные оперы Римского-Корсакова («Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок»). Верность Римского-Корсакова революционно-демократическим идеалам 60-х гг. на протяжении всего творческого пути. Усиление социально-критических моментов в поздних сказочно-легендарных операх. Черты политической сатиры на самодержавие в опере «Золотой петушок». Фило-софско-этические искания композитора в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже». Римский-Корсаков и национальные композиторские школы народов России.
Творчество С. В. Рахманинова на рубеже веков. Асафьев о Рахманинове. Лирическая природа творчества Рахманинова. Претворение бетховенского волевого начала. Мелодика Рахманинова, многообразие ее жанровых истоков и национально-самобытные черты. Формообразующая роль ритма. Жанровая система рахманиновского наследия.
Н. К. Метнер и продолжение русско-немецкого культурного диалога в традициях А. Г. Рубинштейна.
Этапы творческой эволюции А. Н. Скрябина. А. Н.Скрябин и тенденции русского литературно-философского символизма конца Х1Х-начала XX века. Путь от романтизма к символизму. «Повышенная эмоциональная температура» эпохи рубежа веков, отразившаяся в творчестве Скрябина. Философские основы мировоззрения Скрябина. Взаимообусловленность философского мировоззрения и музыкального творчества. Эзотеризм философских взглядов и композиторского творчества Скрябина. Антино-мичность искусства Скрябина, поляризация звукообразности между «высшей утонченностью» и «высшей грандиозностью». Радикальное новаторство Скрябина в области музыкального языка, в особенности тонально-гармонического письма.
Программно-философский характер симфонического творчества Скрябина, связь с конфликтным лирико-психологическим симфонизмом Чайковского, эволюция от многочастной циклической симфонии к симфонической поэме. Становление симфонического стиля Скрябина в двух первых симфониях. Выражение в Третьей симфонии («Божественной поэме») зрелых симфонических принципов Скрябина. Своеобразие программно-философского замысла симфонии. Напряженность драматического развития образов в 1-й части, родственной своей симфонической драматургией симфониям Чайковского. Особенности цикла симфоний, монотематические связи между частями, объединяющая роль коды финала.
Симфонические поэмы Скрябина. Переход в «Поэме экстаза» к одно-частности как результат стремления композитора к концентрированному воплощению музыкально-философского замысла. Исключительная экспрессия и красочность оркестрового звучания. Свободная трактовка сонатной формы. Отражение принципов позднего творчества в симфонической поэме «Прометей», идейные и стилевые особенности этого произведения. Историческое значение творчества Скрябина. Тенденции постскряби-низма в русской музыке XX века.
Характерные особенности отечественной музыкальной культуры периода между двух русских революций. Творческое формирование И. Стравинского в годы жизни композитора в России и в контексте идей литературно-художественного объединения «Мир искусства». «Русские балеты» Стравинского, их связь с эстетикой А. Н. Бенуа и Н. К. Рериха. «Скифская тема» в поэзии А. Блока и в русской музыке начала XX века.
Творческое становление С. Прокофьева, три основные тенденции его стиля. «Скифская сюита» и Первая «Классическая» симфония — основные полюсы притяжения стилевой системы раннего Прокофьева.
Творческое становление Н.Я. Мясковского и его Пятая симфония.
Модерн…..