Программа обучения
Игры на гитаре
И бас гитаре.
Киренск 2019
Вступление
Вы держите в руках мини пособие по обучению игре на гитаре (бас гитаре).
Данное пособие является очень кратким и простым способом научиться играть на гитаре. Конечно содержании, вы не найдёте точное и полное описание музыкальной грамматике. Но благодаря ему вы сможете в кратчайшие сроки, научится играть на гитаре. Стоит отметить, что пособие предназначено для частного обучения, и не является учебником для музыкальной школы.
Пособие создано лишь для тех, кто хочет научиться играть для себя, либо для исполнения песен в качестве гитариста как сольно, так и в ансамбле. Пособие обязательно подлежит приобретению, так как большинство заданий, объяснений и уроков будут именно здесь. Все занятия и задания, изложенные ниже, выполнять строго по указанию преподавателя. Для удобства материал будет изложен, как для гитаристов так и для бас гитаристов. Программа обучения запланирована на 2 года. В конце 2 года обучения музыкант будет готов к отчётной концертной программе.
|
|
Желаю успеха
Урок 1 Строение гитары.
Первый и очень важный шаг к тому, что бы научится играть на гитаре, это конечно знать из чего состоит инструмент. Ведь когда гитарист элементарно не знает, из чего состоит его инструмент, это, по крайней мере, очень неуважительно даже к себе. (См схему 1)
1. Верхняя дека или корпус состоит из дерева и занимает самую большую часть инструмента
2. Гриф-представляет из себя обтесанный до нужной формы деревянный брус. Место зажатия струн
3. Подставка-место крепления струн
4. Верхний порожек- служит подъёмом струн от грифа
5. Розетка-резонатор звука (у электро гитар, звукосниматель)
6. Обечайка-фигурная боковая стенка
7. Лад-выпуклую поперечную полоску на грифе и служащую для изменения тона звучащей струны
8. Струна -тонкая, гибкая, сильно натянутая нить с равномерно распределённой по длине плотностью
9. Стрела-выемка (у некоторых гитар)
10. Ладовый порожек-металлическая перегородка, на грифе между ладами
11. Колки-это специальные приспособления, регулирующее натяжение струн на гитаре
12. Головка-часть грифа гитары, на которой расположены колки
13. Голосник-то же что и розетка
Схема 1
Развальцовка
Схема 2
Счёт пальцев всегда начинается с большого пальца, и на письме обозначается цифрами. Для правшей большой палец левой руки при игре используется крайне редко, для левшей наоборот, большой палец правой руки. (См схему 2)
Посадка гитариста
Для более удобной посадки левая нога слегка приподнята на подставке, правая слегка отодвинута назад. Спина прямая. Левая рука согнута в локте, плечи прямые. Правая рука слегка ложится на корпус. (См схему 3)
|
|
В случае если человек левша, всё наоборот.
Теперь давайте посмотрим, как правильно зажимать струны. Внимание при игре нельзя ставить большой палец (1) на гриф, он должен стоять напротив зажатых струн.
Схема 3
схема 4
Урок 2
Ноты
Музыка подобна речи и разговору, её можно разделить как на устную, так и на письменную речь. Устная это то, что мы слышим, звучание инструмента, а письменная это, конечно же, ноты. Мы не будем углубляться в материал лишь изучим самое необходимое и важное. (См схему 5)
Схема 5
Ноты располагаются на 5-ти вертикальных линиях, нотный стан. Нот всего 7. До ре ми фа соль ля си, и так далее. После ноты Си вновь начинается звукоряд. До, самая низкая, следующая нота Ре уже повыше, и т.д.
Буквенное обозначение нот
Для удобства обозначения нот, их названия на письме часто шифруются латинскими буквами.
До-(C) Ре(D) Ми(E) Фа(F) Соль(G) Ля(A) Си(B_H) (См схему 6)
Схема 6
Диез # и Бемоль b
Для повышения звука на пол тона в музыке используется знак # (диез) он означает что звук нужно повысить на половину, а знак b(бемоль) понизить звук на половину. На Письме это обозначается так
F# =Gb
C# D# F# G# A#
CDEFGAB
DbEbFbGb Ab Bb
Внимание: при игре диеза и бемоля например G# Abэто одна и та же нота.
Урок 3 Ноты на гитаре
Схема 7
Выделенным шрифтом только длябас гитаристов
Классический строй гитары это строй Ми (E) (см схему 7). 1 струна нота Eона же самая тонкая нота ми звучит, когда струна «открыта» т.е. ничего зажимать не нужно, 2 струна нота В, 3 струна нота G, 4-D, 5-A, 6-E. Строй гитары в Eвсегда такой (счёт ведётся сверху вниз) EBGDAE(Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми). Обратите внимание что 1 и 6 струна идентичны, и отличаются лишь высотой звучания.
У бас гитары же всего 4 струны но они идентичны 3,4,5, и 6 струне шестиструнной гитары, и отличаются лишь толщиной струны, и шириной лада.
Схема 8
Самое важное и главное в обучении, это знать где располагаются ноты на грифе. Здесь нет ничего сложного достаточно лишь знать какая нота следует за последующей
План.
1.Выбрать ноту
2.На любой струне отыскать её
3.Отчитываем все знаки до нужно ноты
Например
1.Хочу найти ноту Ре (D) на 5 струне
2.Ищу 5 струну
3.От порожка, ищу нужную мне ноту (отсчитываю по нотному порядку A, A#, B, C, C#, D
4.Нота Dнаходится на 5 ладу
Порядок нот с диезами
CC# D D# E F F# G G# A A# B
Ноты идут друг за другом, либо в обратном порядке, только так, и больше ни как.
Задание: возьмите любую ноту на грифе и проследите их порядок возрастания.
Схема 9
Что касается бас гитары, посмотрите на схему, и вы убедитесь что струны бас гитары абсолютно идентичны 3, 4, 5 и 6 струне классической гитары. Различия лишь в том что звук бас гитары на 2 октавы ниже.
Схема 10
Урок 4
Упражнения
Ну вот мы и добрались до упражнений. Теперь мы знаем нумерацию пальцев, посадку гитариста, название нот, и строение гитары. Для начала сделайте задание: Подпишите снизу название нот (см схему 9, басисты схема 10)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Инструкция как найти ноту
1)Узнать номер открытой струны
2)Посмотреть, какой лад зажат
3)отчитать до зажатой струны
Отлично теперь перейдём непосредственно к упражнениям
№1 схема 11
Обратите внимание(см схема 11), что под струнами тоже указан номер, это номер пальца которым нужно зажимать лад. Открытая струна (0) снизу не подписывается, так как её зажимать не надо. Внимание: читать табулатуру нужно СЛЕВА на ПРАВО.
Попробуйте другие упражнения
|
|
Схема 12
Урок 5
Гаммы
Гамма- последовательность нот в пределах одной октавы. Почему же их тогда несколько? Нот всего 7 не считая диезы и бемоли. Каждая струна имеет определённую ноту, именно поэтому часто ноты зажатые на разных струнах звучат одинаково
Схема 13
На схеме 13 показано как нужно читать табулатуру- графическое написание нот на струнах. 3 на струне обозначает номер лада который нужно зажать, снизу подписана 3 это номер пальца которым нужно зажать лад. Буква С внизу латинское обозначение ноты.
На Схеме 14. Показаны гаммы, почему их несколько, как уже было сказано 1 нота может играться в разных позициях.
Задание: Проиграйте все гаммы, обращая внимание на пальцы.
Обязательно: во время игры попевайте и произносите ноты вслух
Схема 14.
2,3,4 гамма подойдёт басистам
Урок 6
Неполные аккорды.
Аккордом называется сочетание звуков, произведенных одновременно. Для того что бы поставить не полный аккорд нужно:
1.Найти ноту, которую мы хотим сыграть, и зажать её 2 пальцем
2.Держа палец на струне, 5-м пальцем опуститься на струну вниз и сдвинуть мизинец на лада вперёд.
Такая схема подходит ко всем аккордам кроме таких как EAD
Их зажимать гораздо проще. Там где 0 мы не зажимаем ничего, а указательным пальцем (2) зажать 2 лад. Как показано на схеме 15
Схема 15
Гамма неполных аккордов
Вот мы и добрались до аккордов, как вы видите нижняя нот
носит своё название. Верхняя струна это дополнительный звук, который придаёт ноте звучание аккорда. Почему же гамма не дописана, всё очень просто, в 1 гамме аккорды лишь до ноты Ля, при игре вы вряд ли будете зажимать аккорды дальше, но всё-же их нужно знать.
Задание: Сыграть все аккорды. Схема 16
Схема 16
Несмотря на множество аккордов в основном для игры мы используем эти аккорды Схема 17
Схема 17
Урок 7
Полные квадраты
Для более полного музыкального звучания существуют ещё и «полные квадраты»
|
|
В них нет ничего сложного, как вы можете видеть, это тот же аккорд только добавляется ещё одна нота
Постановка пальцев для всех аккордов всегда одинаковая
Схема 18.
Схема 18
На схеме 19-а показаны все основные полные аккорды.
Схема 19-а
Схема 19-б (Чаще всего используются эти аккорды)
Знак альтерации #
Как мы уже знаем, часто в музыке встречается знак # диез, который повышает звук на пол тона. Именно поэтому, играя аккорды, друг за другом мы часто пропускаем лады. Но здесь нет ничего сложного если мы играем песню и видим напримерА# G# F# это означает лишь то чтоаккорд нужно повысить на пол тона то есть переставить пальцы на 1 лад вправо например. См схему 20
Схема 20.
Нет необходимости писать гамму диезов, вам лишь стоит выучить, что если вы видите Диез вам нужно лишь передвинуть аккорд на 1 лад вперёд
Иногда на письме вы можете увидеть, например такое FbHbEbb- бемоль
Это означает, что ноту нужно понизить на пол тонаи переставить пальцы на 1 лад влево. НО ЭТО, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВЫ УВИДИТЕ БЕМОЛИ, ТО ЗНАЙТЕ, ЧТО ОНИ РАВНЫ НЕКОТОРЫМ ДИЕЗАМ
C#=DbD#=EbFb=EGb=F# Ab=G# Bb=A# Смсхему 21.
Схема 21
Урок 8
Виды боёв
Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звук извлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально
. пауза
Дворовый бой — самый ппопулярный его можно услышать в песнях Виктора Цоя- Алюминевые огурцы, Дениса Майданова –За ВДВ и др. Схема 22
Триолли — один из основных ритмов. Звучит в песнях «Виктор Цой- Попробуй спеть вместе со мной» «Чёрный кофе- Страна» Схема 23
Триолли 2 — похожий ритм звучит в песнях Виктора Цоя-Хочу перемен Схема 24
Панковский бой или Хэви -практически весь панк построен на этом бое, часто используется в Хеви Метал. Все удары вниз. Схема 25.
Глушенный бой- достаточно сложный звучит в песнях KISS. Способ игры заключается в том что вы правой ладонью не много приживаете
струны к корпусу, так что бы звук звучал не полно. На письме обозначается крестиками Схема 26
16 ноты- заключается в том что вы наклоняете медиатор на почти на 90 градусов. И очень быстро играете на 1 струне поочерёдно меняя направление вверх вниз. Часто звучит в песнях группы Manowar –Power of my sword. Схема 27
Задание: Подписать аккорды, и сыграть их всеми видами боёв Схема 28 и 29
Гитаристам басистам