В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий: учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные и контрольные.
Учебные занятия предполагают усвоение занимающимися нового материала. Особенностями занятий этого типа являются относительно ограниченное количество умений, навыков или знаний, подлежащих освоению, широкое использование контроля со стороны тренера и самоконтроля за качеством освоения предлагаемого материала.
Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки от технической до интегральной. В этих занятиях многократно повторяются хорошо освоенные упражнения.
Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип занятий между чисто учебными и тренировочными. На этих занятиях спортсмены совмещают освоение нового материала с его закреплением.
Восстановительные занятия характерны небольшим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Их основная задача — стимулировать восстановительные процессы после перенесенных больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для протекания в организме спортсмена адаптационных реакций.
Восстановительные занятия широко используются в период наиболее напряженной работы после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками.
Модельные занятия являются важной формой интегральной подковки спортсменов к основным соревнованиям. Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований и их регламентом, составом и возможностями предполагаемых участников.
Контрольные занятия планируются на всех этапах многолетней подготовки, в различных периодах тренировочного макроцикла. В числе важнейших требований к построению программ таких занятий — четкая постановка задач, адекватный им состав, идентичность и строгое выполнение программ, направленных на контроль за конкретными сторонами подготовленности.
Рекомендуется различать следующие формы организации занятий . индивидуальную, групповую, фронтальную, свободную (Д. Харре, 1971).
При индивидуальной форме занятий спортсмены получают задание и выполняют его самостоятельно.
При групповой форме имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата при проведении занятий, взаимопомощи при выполнении отдельных упражнений.
При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет, одни и те же упражнения.
Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющими большой стаж занятий, необходимые специальные знания и опыт.
Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор их рациональных организационно-методических форм, в частности, стационарной и круговой.
При стационарной форме спортсмены выполняют упражнения на специально оборудованных станциях, приспособленных для развития различных двигательных качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, совмещенного развития двигательных качеств
Круговая форма предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных станциях. Обычно оборудуется от 10 до 20 станций, на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки.