X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

https://img-fotki.yandex.ru/get/9150/157060903.227/0_11d3a0_31a6732f_XXL.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытыйурок литературы

в 5 классе

по сказкеГ.Х Андерсена «Соловей»

 

 

УчительБардакова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красота икрасивость в сказке Х.К. Андерсена «Соловей»

Цель.

 «Погружение» учащихся вудивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир.

Задачи.

— Активизация мыслительнойдеятельности учащихся, осознание нравственных проблем, поднимаемых в сказке«Соловей».

— Развитие метапредметного умениясоздавать текст по заданной теме, жанру.

Ход урока

1.Орг. момент (1мин)

2. Актуализациязнаний (5 мин)

На прошлом уроке мы говорили оХансе Кристиане Андерсене и его сказках. Давайте проверим, насколько вы помнитеэти сказки. На доске висят иллюстрации к ним, которые нам нарисовали девочки.Рядом – названия сказок. Кто может пойти к доске и прикрепить названия к своимиллюстрациям?

У нас остались три иллюстрации. Очём они говорят? (моменты из биографии). Какие именно моменты на нихизображены? Назовите.

Итак, мы снова возвращаемся ктакому жанру, как сказка. Скажите, что лежит в основе любой сказки? (чудо,волшебство)

— Какие чудеса происходят в сказкахАндерсена? Чем они отличаются от народных сказок? («Из действительности-то ивырастают чудеснейшие сказки» — слайд 1)

— А как вы думаете, что нужно,чтобы увидеть в самых простых вещах чудо? Какие качества должны быть усказочника, каким он должен быть? (выслушать варианты ответов)

— Все эти качества нужны былиАндерсену, чтобы оживить самые простые предметы – и они понадобятся нам, чтобыпроникнуть в его сказочный мир и попытаться его понять!

3. Целеполагание(5 мин)

–Что изображено на слайде? Чемотличаются иллюстрации? (слайд 2)

— А какой из соловьёв, по-вашему,выглядит красивее? Почему вы так думаете? (выслушать мнения)

-Так что же такое красота? Как выдумаете? (слайд 3) – какими словами из записанных на слайде мы можемопределить это понятие? (1 мин)

По словарю, красота — это всёкрасивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственноенаслаждение.

— Но у нас в русском языке есть ещёодно слово «красивость». Как вы думаете, красота и красивость — это одно и тоже? (Нет.)

Красивость — чисто внешняя красота,украшения, с притязаниями на красоту. И, исходя из этого, давайтеподредактируем нашу запись —  распределите слова в три столбика — красота,красивость, а что будет в 3 столбике? (общее) (1 мин, после этого один пожеланию разносит слова на доске) слайд 4

Что легче увидеть и оценить, чточаще замечают люди? (красивость)

— Итак, о чём мы с вами будемговорить на уроке? (О красоте и красивости). На какой центральный вопрос,поставленный в стихотворении, мы должны ответить? (что есть красота?) – слайд 5

4. Осмысление (2мин)

Итак, мы нашли общее слово –наслаждение. Но ценность красоты не только в том, что нам приятно смотреть накрасивые предметы и слушать красивые звуки. В чём еще – попробуем разобраться!Для этого проанализируем эпизоды, связанные с тремя главными персонажамисказки. Кто это? (император, живой соловей, механический соловей)

Какие главные эпизоды помогут намответить на вопрос урока? (встреча императора с живым соловьём, появление водворце механического соловья, спасение императора от смерти)

5. Организациягрупповой работы (5 мин)

Сейчас мы поделимся на группы, каждаяиз которых проанализирует свой эпизод сказки, и после этого вместе попробуемсделать выводы. Развернитесь друг к другу (расставить таблички). Напомните мнеещё раз правила работы в группах.

Когда вы будете слушать выступлениядруг друга, у вас будет ещё две задачи:

показать императору его самого вволшебном зеркале. Портрет императора у нас на доске (прикрепить)– нам надо его дополнить тем, каким мы его увидим. Я вам даю лучики, на которыхвы по мере выступления групп записываете самые важные качества императора, апотом приклеим ваши лучики на доску, чтобы император мог увидеть в волшебномзеркале себя.

Вторая задача – оценить работу другдруга. (Две звезды – одно пожелание). Перед каждой группой лежат две звезды иодно сердце. Одну из звёзд вы должны подарить ученику, который, на ваш взгляд,заслужил её за работу на уроке. Напишите на ней имя того, кому дарите, и за чтодарите (конкретное – он умный не пишем). Вторую звезду – группе, которая еёзаслужила. Тоже напишите качество, за которое эта группа заслужила свою звезду.А на сердце — пожелание для всех или кого-то лично. Себе, своей группе или мнедарить нельзя!

Не забудьте поделить обязанности.(подойти к каждой группе прокомментировать задание).

6. Групповаяработа. Наработу отводится 5 минут. Если возникают вопросы, поднимаете руку и я квам подхожу.

Эпизод 1 – стр.237-238

Эпизод 2 – стр.239-241

Эпизод 3 – стр.242-244

7. Отчёт групп (15минут) Не забываем про звёзды и сердца

Выступление группы1.Сравнение миров.

Дополнительные вопросы для всех

-Хорошо ли жить во дворце,сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «…что страшно былодо него дотронуться?»

-А какая деталь в описании цветникаобращает на себя внимание?

(К цветкам были привязаныколокольчики.)

-Почему жители дворца «забывали»нюхать цветы? -Зачем колокольчики?

(Чтобы в который раз восхититьсякрасотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора – словом, великолепием,внешней красотой императорского сада.)

(Сколько вокруг «слепых» и«глухих», для которых, чтобы они заметили красоту, нужно «звонить» во всеколокола.)

Что слышит и что видит Соловей, ачто император и его придворные?

(Соловей видит, как рыбак ловитрыбу и слышит, как он восхищается его пением. А обитатели дворца видят толькото, что в стенах сада и дворца.)

И уж беднякам точно не нужныколокольчики, чтобы восхититься пением соловья.

А вы слышали пение соловья? Давайтепослушаем соловьиные трели. (слайд 6 – запись)

Прослушивание записи спением соловья.

Чем так восхищало это пение людей?

Выступление 2группы.

Давайте посмотрим, чем отличаетсяживой соловей от механического (работа уже на доске). Так чего не хватаетмеханическому соловью по сравнению с живым?

Но мы ещё ничего не сказали обимператоре. И оставшиеся группы нам о нём расскажут. А вот теперь вспомнили пронаши волшебные лучики и начали их заполнять.

3 группа (читаемцитату – называем качество – объясняем свой выбор)

Цитаты из текста

Качество характера, которое проявляется в в императоре

Желаю, чтобы она явилась во дворец и пела

предо мной сегодня же вечером! — сказал император.  Весь свет

знает, что у меня есть, а я не знаю!

властный

Хочу слышать соловья!

настойчивый

Он должен быть здесь сегодня вечером! Объявляю ему мое

высочайшее благоволение! А если его не будет, весь двор,

как отужинает, будет бит палками по животу!

жестокий

И соловей запел так дивно, что у императора слезы набежали

на глаза, и тогда еще краше запел соловей, и песнь его хватала

за сердце.

впечатлительный

Император был очень доволен и хотел пожаловать соловью свою

золотую туфлю на шею.

благодарный

 

ВЫВОД: итак, в этом эпизодепоказано торжество истинного искусства. Так хочется надеяться, что волшебнаясила искусства исправит все пороки, все недостатки, люди раскаются в своихзаблуждениях, душа их проснется; оживет; но посмотрим, произошло это или нет, адля этого продолжим анализ сказки.

4 группа

Цитаты из текста

Качество, которое проявляется в в императоре

Искусственный соловей был совсем как настоящий и весь

отделан алмазами, рубинами и сапфирами.

восхищенный

Какая прелесть! — сказал император, глядя на искусственного, и того соловья. Теперь пусть-ка споют вместе!

властный

Настоящего соловья объявили изгнанным из пределов страны, а искусственный занял место на шелковой подушке у постели императора.

несправедливый

Искусственный соловей  был возведен в звание певца

ночного столика его императорского величества»

глупый

Капельмейстер написал об искусственном соловье ученый

труд и придворные говорили, что прочли и поняли его,

не то они показали бы себя дураками и были бы биты

палками по животу.

жестокий

 

ВЫВОД: император унизил и наказалсоловья, потому что не понимал настоящего искусства, он восхищалсяискусственным соловьем, так как он был красив. Душа императора молчит.

Группа 5

Цитаты из текста

Качество, которое проявляется в  императоре

Бедняга император дышал с трудом, и казалось ему, будто на груди у

него кто-то сидит. Он открыл глаза и увидел, что на груди у него

сидит Смерть.

больной

А вокруг из складок бархатного балдахина выглядывали диковинные лица, одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые: это смотрели на императора все его злые и добрые дела, ведь на груди у него сидела Смерть.

испуганный

Музыки мне, музыки! — кричал император. — Пой хоть ты, милая золотая птичка, пой! Я одарил тебя золотом и драгоценностями, я собственноручно повесил тебе на шею свою золотую туфлю, пой же, пой!

одинокий

Спасибо, спасибо, чудесная птичка! — сказал император. — Я не забыл тебя! Я изгнал тебя из страны, но ты все же отогнала от моей постели ужасные призраки, согнала с моей груди Смерть. Как мне наградить тебя?

благодарный

Ты должен остаться со мной навсегда! — сказал император. Будешь

петь, только когда сам захочешь, а искусственного соловья

я разобью вдребезги

сознательный

 

ВЫВОД: Смерть улетела отимператора. Таким образом, живой соловей не только отогнал смерть, но ипробудил душу императора. Он изменился.

8. Оценкарезультатов (2 мин)

-А теперь давайте выясним, какая изгрупп самая внимательная. Сколько качеств императора записала 1 групп? 2группа? 3 группа? 4? 5? Прикрепите их к зеркалу. Итак, кто оказался самымвнимательным? Почему не дописали какие-то качества? Очень хорошо поработали,справились с заданием.

9. Рефлексия (2мин)

Подарите звёздочки и сердца тем,кому вы их приготовили

10. Подведениеитогов (2 мин)

-А теперь вопрос всем группам. Какзаканчивается сказка о соловье и императоре? (здравствуйте)

-Почему так неожидан финал сказки?Обычно в конце мы употребляем слово «до свидания». Так что несет с собой это«здравствуйте»? (пожелания здоровья всем, начало нового дня, радостьвыздоровления, обновления, начало новой жизни; надежды на новую жизнь что-топонявшего императора)

-Можно ли говорить о том, что вконце сказки император изменился? Посмотрите на доску, где находятся вашинаработки.

ВЫВОД: Мы с вами доказали текстом,что император меняется на протяжении сказки. Сначала это человек, у которогонет души, он злой, эгоистичный, себялюбивый, но потом он изменился, благодаря соловью он понял, что был неправ.

— И в самом деле в каждом человекеуживается добро и зло. А что победит, зависит только от человека.

Итак, что же ещё даёт нам красота,кроме чувства удовольствия наслаждения? (именно красота смогла изменитьимператора внутренне, многое понять в жизни).

11. Творческая работа(4 мин)

А теперь  последнее задание.Напишите окончание сказки «Соловей» или отзыв на сказку  Андерсена«Соловей». Время работы – 3 минуты, 3-4 предложения. (слайд)

Окончание сказки.

Прошел один год…

Отзыв на прочитанное произведение

1.Какое впечатление произвеласказка?

2.О чем заставила задуматься?

3.Чему учит сказка?

12. Домашнеезадание (1 мин)

Прочитать стр. 212-230, подуматьнад вопросами учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 3 «Живой соловей»

Цитаты из текста

Качество, которое проявляется  в императоре

Желаю, чтобы она явилась во дворец и пела предо мной сегодня же вечером! — сказал император.

 

Весь свет знает, что у меня есть, а я не знаю!

 

Хочу слышать соловья!

 

Он должен быть здесь сегодня вечером! Объявляю ему мое

высочайшее благоволение! А если его не будет, весь двор,

как отужинает, будет бит палками по животу!

 

И соловей запел так дивно, что у императора слезы

набежали на глаза, и тогда еще краше запел

соловей, и песнь его хватала за сердце.

 

Император был очень доволен и хотел пожаловать соловью свою золотую туфлю на шею.

 

властный

восхищенный

больной

настойчивый

властный

испуганный

жестокий

Несправедливый

одинокий

впечатлительный

глупый

благодарный

благодарный

жестокий

сознательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 4«Механический соловей»

Цитаты из текста

Качество, которое проявляется в  императоре

Искусственный соловей был совсем как настоящий и весь отделан алмазами, рубинами и сапфирами.

 

Теперь пусть-ка споют вместе, вот будет дуэт!

 

Живого соловья объявили изгнанным из пределов

государства, а искусственный занял место на шелковой

подушке у постели императора.

 

Искусственный соловей  был возведен в звание певца

ночного столика его императорского величества»

 

Капельмейстер написал об искусственном соловье

25 томов учёных-преучёных и придворные говорили, что прочли и поняли его, не то они показали бы себя дураками

и были бы биты палками по животу.

 

Император, весь двор и даже весь народ знали наизусть каждую нотку искусственного соловья, но потому-то пение его им так и нравилось.

 

 

властный

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

 

восхищенный

 

 

больной

настойчивый

властный

испуганный

жестокий

Несправедливый

одинокий

впечатлительный

глупый

благодарный

благодарный

жестокий

сознательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 5 «Болезньимператора»

 

Цитаты из текста

Качество, которое проявляется в  императоре

Бедняга император дышал с трудом, и казалось ему, будто на груди

у него кто-то сидит. Он открыл глаза и увидел, что на груди у него

сидит Смерть.

 

А вокруг из складок бархатного балдахина выглядывали диковинные лица, одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые: это смотрели

на императора все его злые и добрые дела, ведь на груди у него

сидела Смерть.

 

Музыки мне, музыки! — кричал император. — Пой хоть ты, милая золотая птичка, пой! Я одарил тебя золотом и драгоценностями, я собственноручно повесил тебе на шею свою золотую туфлю, пой же,

пой!

 

Спасибо, спасибо, чудесная птичка! — сказал император. — Я не

забыл тебя! Я изгнал тебя из страны, но ты все же отогнала от моей постели ужасные призраки, согнала с моей груди Смерть. Как мне наградить тебя?

 

Ты должен остаться со мной навсегда! — сказал император. Будешь петь, только когда сам захочешь, а искусственного соловья я разобью вдребезги.

 

 

 

 

властный

 

 

восхищенный

 

 

больной

настойчивый

властный

испуганный

жестокий

Несправедливый

одинокий

впечатлительный

глупый

благодарный

благодарный

жестокий

сознательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 1 Мир соловья и мир императора

Заполните таблицу, пользуясь текстомсказки

 

Соловей

Император и его придворные

Где живут?

 

 

 

 

 

 

 

 

Что видят?

 

 

 

 

 

 

 

 

Что слышат?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 2 Настоящий и искусственный соловей

Распределите карточки с характеристикамипо группам:

Настоящий соловей                                     Искусственныйсоловей.

 

Поместите карточки на доску подсоответствующим заголовком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жил в ветвях деревьев, нависших над водой.

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи

Маленькая серая птичка

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слёзы

Пел по-своему

Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Хвостик его отливал золотом и серебром

Пел, как заведённая шарманка

 

На шейке у него была ленточка с надписью

Весь так и блестел драгоценностями

33 раза пропел дно и то же и не устал

Можно дать себе полный отчёт в его искусстве – всё же известно наперёд

Можно разобрать его и показать его внутреннее устройство

Народ послушался его и был доволен, как будто вдоволь напился чаю

Недурно, но всё-таки не то, чего-то не хватает в его пении

О нём написали 25 томов самых мудрых китайских слов

 

Группа 1. Мир соловья и мир императора

 

 

Группа 2. Настоящий и искусственный соловей

 

 

Группа 3. Живой соловей

 

 

 

Группа 4. Механический соловей

 

 

Группа 5. Болезнь императора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Из

    1 слайд

    «Из действительности-то
    и вырастают чудеснейшие
    сказки».
    Ханс Кристиан Андерсен

  • «Соловей»

    2 слайд

    «Соловей»

  • радостьулыбкадобротатеплотаукрашенияблескнаслаждение

    3 слайд

    радость
    улыбка
    доброта
    теплота
    украшения
    блеск
    наслаждение

  • Красота

    4 слайд

    КрасотаКрасивость
    Радость
    Теплота
    Доброта
    улыбка
    Блеск
    Украшения

    Наслаж-дение

  • Красота

    5 слайд

    Красота в сказке
    К.Х. Андерсена «Соловей»
    Что такое истинная красота?
    Зачем нужна красота людям?
    Можно ли прожить без красоты?

  • Красота

    6 слайд

    Красота в сказке «Соловей»

  • Творческая

    7 слайд

    Творческая работа
    Напишите окончание сказки, начав его словами: «Прошёл ещё год…»
    Напишите отзыв о сказке, ответив на вопросы:
    какое впечатление произвела сказка?
    о чём заставила задуматься?
    чему учит сказка?


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет