X-PDF

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Поделиться статьей

 

 

 

 

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

Речицкаясредняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

МОУ Речицкой СОШ

_____ /Брыкалова М.Н./

 «31» августа       2022г.

М.П.

 

 

Рабочаяпрограмма по курсу внеурочной деятельности

«Школабезопасности»

5А,Б класс

 

Направление — социальное

 

 

 

 

Составитель:

ХаитоваСалима Махмадсабуровна

УчительОБЖ

1квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Речицы

2022- 2023 учебный год

1.Пояснительная записка

 

 

Рабочаяпрограмма курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с:

           Федеральнымзаконом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ сизменениями и дополнениями;

                   Федеральным государственнымобразовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказомМинобрнауки России от 17.12.2009 № 1897 с внесенными изменениями (приказМинобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

                    Примерной основной образовательнойпрограммы основного общего образования по предмету «Школа безопасности» (вредакции протокола 1/20 от 04.02.2020 федерального методического объединения пообщему образованию);

• Основнойобразовательной программы основного общего образования МОУ Речицкой СОШ,утвержденной приказом по школе от 01.09.2020 № 219;

• Авторской программы (ОБЖ,Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др., Издательский центр«Вентана-Граф», 2019)

·        Положением об организациивнеурочной деятельности учащихся МОУ Речицкая СОШ в условиях реализации ФГОСООО.

 

Цель изучения курса внеурочнойдеятельности Школа безопасности:

        безопасноеповедение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного исоциального характера;

        пониманиекаждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья какиндивидуальной и общественной ценности;

        принятиеучащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правовогогосударства, ценностей семьи;

        антиэкстремистскоемышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость кдействиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

        профилактикаасоциального поведения учащихся;

 

Задачи курса внеурочной деятельности Школа безопасности:

       формированиеу учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

       формированиеу учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортнойсреде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социальногохарактера;

       формированиепотребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину РоссийскойФедерации в области безопасности жизнедеятельности;

       формированиеиндивидуальной системы здорового образа жизни;

      выработкау учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции иотрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Актуальностькурса внеурочной деятельности:

Освоение знаний о безопасном поведении человека вопасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социальногохарактера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защитынаселения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защитегосударства; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике;патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимыхдля безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военнойслужбы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности всоблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации,опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первуюмедицинскую помощь пострадавшим

Описание местакурса внеурочной деятельности в учебном плане школы:

Программа курса «Школа безопасности» рассчитанана 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения) и предназначена в качестве курса повыбору естественнонаучного цикла общеинтелектуального направления для учащихся5-х классов, не начавших изучать ОБЖ в рамках школьных программ.

Направленность: пропедевтика преподавания ОБЖ.

Возраст учащихся: 11–12 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

 

Даннаяпрограмма внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихсяличностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностныхуниверсальных учебных действий будет формироваться

 • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающихзащищенность жизненно важных интересов личности от  внешних ивнутренних  угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанновыполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будетформироваться умение

                   самостоятельнопланировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные,осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных ипознавательных задач;

                   самостоятельноопределять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачив учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своейпознавательной деятельности;

                   соотноситьсвои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своейдеятельности в процессе достижения результата, определять способы действий вопасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

                   оцениватьправильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,собствен­ные возможности её решения;

                   владетьосновами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 

Всфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат умения

                   определятьпонятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификацииопасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистскойдеятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическоерассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­латьвыводы;

                   создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи позна­вательных задач;

                   освоенияприёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного исоциального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

 

Всфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироватьсяумение

                   умениеорганизовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шатьконфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать,аргументировать и отстаивать своё мнение;

                   формированиеи развитие компетентности в области ис­пользованияинформационно-коммуникационных технологий;

                   формированиеумений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли вовремя чрезвычайных ситуации и при ликвидации последствий.

 

Предполагаемая организация деятельности по программе «Школа безопасности» способствует достижениюобучающимися:

личностных результатов:

                   усвоениеправил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте ина дорогах;

                   формированиепонимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

                   усвоениегуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонациональногороссийского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга передРодиной;

                   формированиеответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся ксаморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию,осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональныхпредпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

                   формированиецелостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития наукии общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,духовное многообразие современного мира;

                   формированиеготовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нёмвзаимопонимания;

                   освоениесоциальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах исообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

                   развитиеправового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностноговыбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанногои ответственного отношения к собственным поступкам;

                   формированиекоммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками,старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

                   формированиеоснов экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех еёпроявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющейсреде;

                   осознаниезначения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни,уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

                   формированиеантиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностейсоблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасностижизнедеятельности.

 

метапредметных результатов:

                   формированиесовременной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимостизащиты личности, общества и государства посредством осознания значимостибезопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенногои социального характера;

                   формированиеубеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

                   пониманиеличной и общественной значимости совре­менной культуры безопасностижизнедеятельности;

                   пониманиероли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальнойбезопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного,техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

                   пониманиенеобходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

                   формированиеустановки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

                   формированиеантиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

понимание необходимости сохранения природыи окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

                   знаниеосновных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социальногохарактера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­ществаи государства;

                   знаниеи умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных ичрезвычайных ситуаций;

                   умениеоказать первую помощь пострадавшим;

                   умениепредвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам ихпроявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

                   умениепринимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизациипоследствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

предметныерезультаты:

 

               объяснять смысл основныхпонятий (в рамках изученного материала);

                выявлять факторы, влияющие наздоровье и благополучие человека;

                анализировать и оцениватьситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близкомокружении и в масштабах региона;

                предвидеть возможныепоследствия своих действий и поведения;

                проявлять желаниепротивостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллективасверстников, взрослых;

                организовывать режим,двигательную активность, закаливание и др.;

                проявлять разумнуюпредосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;

                ориентироваться в дорожнойобстановке, соблюдать правила дорожного движения;

                оказывать первую помощь вразличных чрезвычайных ситуациях.

               характеризовать влияние вредныхпривычек на здоровье человека.

 

 

 

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Школабезопасности»

 

Структуракурса внеурочной деятельности ОБЖ при модульном построении содержания образованиявключает в себя три главы.

 

Введение- 1ч

Почему нужно изучатьпредмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

Чтобысохранить здоровье, нужно знать себя –19 ч.

Особенностиорганизма человека. Организмчеловека как единое целое. Функции разных систем органов тела. По­чему нужнознать свой организм. Укрепление нервной систе­мы, тренировка сердца,дыхательной системы. Принципы ра­ционального питания. Первая помощь приотравлении и пи­щевой аллергии.

Здоровьеорганов чувств. Охранаорганов чувств. Пер­вая помощь при попадании в глаз инородного тела.

Каквести здоровый образ жизни. Факторы,влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедурымладшего подростка. Заболевания, вызванные от­сутствием гигиены (дизентерия,глисты, вши).

Движение — это жизнь. Комплекс упражнений иигры для поддержания двигательной активности. Закаливание как условиесохранения и укрепления здо­ровья. Правила закаливания младшегоподростка.

Компьютери здоровье. Правилабезопасного пользова­ния компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.

Мойбезопасный дом – 4 ч.

Безопасныйдом. Поддержание чистоты ипорядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды.Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы).Техника безопасности в доме. Первая по­мощь при ушибах, отравлении химическимивеществами (па­рами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.

Школьнаяжизнь- 11 ч.

Выборпути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения.Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная до­рога. Выбор безопасногопути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожнойситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест иситуаций. Школьник как пассажир. Прави­ла поведения пассажира в разных видахтранспорта.

Правилаповедения в школе. Общиеправила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на за­нятиях,переменах, во время передвижения по школе, в сто­ловой. Может ли общениепривести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении.Помощь забо­левшему ребёнку.

Ориентирование вшкольных помещениях. Меры преду­преждения пожаров, правила эвакуации припожаре. По­мощь при отравлении угарным газом и при ожогах.

Уроки деятельностной направленности:

· уроки «открытия» новогознания

· уроки рефлексии

· уроки общеметодологической направленности

· уроки развивающего контроля.

Нетрадиционные формы уроков:

· Урок коммуникации

· Урок практикум

· Урок игра

· Урок исследование

· Урок консультация

· Урок зачет

-Интегрированный урок и др.

 Основныевиды учебной деятельности:

I –виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

                    Слушание объяснений учителя.

                    Слушание и анализ выступленийсвоих товарищей.

                    Самостоятельная работа сучебником.

                    Работа с научно-популярнойлитературой.

                    Отбор и сравнение материала понескольким источникам.

                    Написание рефератов идокладов.

                    Систематизация учебногоматериала.

II – виды деятельности наоснове восприятия элементов действительности:

       Наблюдениеза демонстрациями учителя.

       Просмотручебных фильмов.

       Анализграфиков, таблиц, схем.

       Анализпроблемных ситуаций.

III –виды деятельности с практической (опытной) основой:

                    Работа с раздаточным материалом.

                    Проведение исследовательского эксперимента.

Формыконтроля

Текущий контрольусвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путемвыполнения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденнымтемам проверяются выполнением практических работ.  Итоговая аттестация учащихсяпроходит в форме защиты выпускной проектной работы.

 


 

Календарно-тематическое планирование курсавнеурочной деятельности

«Школа безопасности» 5 «А» класса

1

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Дата по плану

Дата факт.

Аудитор.

Внеаудитор.

Введение. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

1

 

02.09

 

Глава 1. Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя — 18 час.

 

 

Тема 1.1

За что „отвечают системы органов.

1

09.09

 

Тема 1.2

За что „отвечают системы органов.

1

16.09

 

Тема 1.3

Как укреплять нервную систему. Практическая работа №1 «Измерение пульса».

1

 

23.09

 

Тема 1.4

Как можно тренировать сердце. Практическая работа №2 «Учимся измерять пульс».

1

 

30.09

 

Тема 1.5

Развиваем дыхательную систему. Практическая работа №3 «Упражняем дыхательную сис­тему (дыхательные упражнения)».

1

07.10

 

Тема 1.6

Питаемся правильно.

1

21.10

 

Тема 1.7

Практическая работа «Меню для подростка».

1

28.10

 

Тема 1.8

Здоровье органов чувств.

1

 

03.11

 

Тема 1.9

Практическая работа №4 «Тренировка глаз».

1

 

10.11

 

Тема 1.10

Здоровый образ жизни.

1

 

17.11

 

Тема 1.11

Чистота — залог здоровья. Правила личной гигиены.

1

 

01.12

 

Тема 1.12

Как правильно мыть фрукты? Что такое педикулез.

1

08.12

 

Тема 1.13

Движение — это жизнь.

1

15.12

 

Тема 1.14

К.р. №2 за 1 полугодие.

1

 

22.12

 

Тема 1.15

Закаливание.

1

29.12

 

Тема 1.16

Практическая работа №5 «Составление программы закали­вания».

1

12.01

 

Тема 1.17

Подросток и компьютер. Практическая работа №6 «Правила работы с компью­тером».

1

 

19.01

 

Повторение и обобщение знаний по теме «Здоровый образ жизни».

1

 

26.01

 

Глава 2. Мой безопасный дом — 4 час.

 

 

Тема 2.1

Наводим в доме чистоту

1

02.02

 

Тема 2.2

Моем посуду правильно.

1

 

09.02

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

 

Тема 2.3

Техника безопасности в доме. Безопасное электричество. Безопасный газ

1

 

16.02

 

Тема 2.4

Тест по теме «Мой безопасный дом»

1

 

01.03

 

Глава 3. Школьная жизнь — 11 час.

 

 

Тема 3.1

Дорога в школу и обратно

1

 

15.03

 

Тема 3.2

Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения.

1

 

22.03

 

Тема 3.3

Правила безопасности пешеходов. 

Практическая работа№7 «Оценка дорожной ситуации»

1

 

29.03

 

Тема 3.4

Дорожное движении в населённом пункте.

Практическая работа №8 «Правила дорожного движения РФ»

1

 

13.04

 

Тема 3.5

Какие правила должен соблюдать пешеход?

Практическая работа №9 «Обсуждение ситуаций, связан­ных с дорожными ловушками»

1

20.04

 

Тема 3.6

Школьник как пассажир.

1

 

27.04

 

Тема 3.7

Общие правила школьной жизни. Практическая работа №10 «Учимся выполнять правила по­ведения»

1

 

04.05

 

Тема 3.8

Если в школе пожар. Практическая работа №11 «Эвакуация из здания школы»

1

 

11.05

 

Тема 3.9

Повторение и обобщение знаний за курс ОБЖ 5 класс

1

 

18.05

 

Итоговый тест за курс ОБЖ 5 класса

1

 

18.05

 

Анализ итогового тестирования

1

 

25.05

 

 

Итого:

34 часа

 

 


Календарно-тематическоепланирование курса внеурочной деятельности

«Школа безопасности» 5 «Б» класса

1

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Дата по плану

Дата факт.

Аудитор.

Внеаудитор.

Введение

1

 

02.09

 

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

1

 

02.09

 

Глава 1. Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя — 18 час.

 

 

Тема 1.1

За что „отвечают системы органов.

1

09.09

 

Тема 1.2

За что „отвечают системы органов.

1

16.09

 

Тема 1.3

Как укреплять нервную систему. Практическая работа №1 «Измерение пульса».

1

 

23.09

 

Тема 1.4

Как можно тренировать сердце. Практическая работа №2 «Учимся измерять пульс».

1

 

30.09

 

Тема 1.5

Развиваем дыхательную систему. Практическая работа №3 «Упражняем дыхательную сис­тему (дыхательные упражнения)».

1

07.10

 

Тема 1.6

Питаемся правильно.

1

21.10

 

Тема 1.7

Практическая работа «Меню для подростка».

1

28.10

 

Тема 1.8

Здоровье органов чувств.

1

 

11.11

 

Тема 1.9

Практическая работа №4 «Тренировка глаз».

1

 

18.11

 

Тема 1.10

Здоровый образ жизни.

1

 

02.12

 

Тема 1.11

Чистота — залог здоровья. Правила личной гигиены.

1

 

09.12

 

Тема 1.12

Как правильно мыть фрукты? Что такое педикулез.

1

16.12

 

Тема 1.13

Движение — это жизнь.

1

23.12

 

Тема 1.14

К.р. №2 за 1 полугодие.

1

 

30.12

 

Тема 1.15

Закаливание.

1

13.01

 

Тема 1.16

Практическая работа №5 «Составление программы закали­вания».

1

20.01

 

Тема 1.17

Подросток и компьютер. Практическая работа №6 «Правила работы с компью­тером».

1

 

27.01

 

Повторение и обобщение знаний по теме «Здоровый образ жизни».

1

 

03.02

 

Глава 2. Мой безопасный дом — 4 час.

 

 

Тема 2.1

Наводим в доме чистоту

1

10.02

 

Тема 2.2

Моем посуду правильно.

1

 

17.02

 

Тема 2.3

Техника безопасности в доме. Безопасное электричество. Безопасный газ

1

 

24.02

 

Тема 2.4

Тест по теме «Мой безопасный дом»

1

 

03.03

 

Глава 3. Школьная жизнь — 11 час.

 

 

Тема 3.1

Дорога в школу и обратно

1

 

10.03

 

Тема 3.2

Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения.

1

 

17.03

 

Тема 3.3

Правила безопасности пешеходов. 

Практическая работа№7 «Оценка дорожной ситуации»

1

 

24.03

 

Тема 3.4

Дорожное движении в населённом пункте.

Практическая работа №8 «Правила дорожного движения РФ»

1

 

31.03

 

Тема 3.5

Какие правила должен соблюдать пешеход?

Практическая работа №9 «Обсуждение ситуаций, связан­ных с дорожными ловушками»

1

14.04

 

Тема 3.6

Школьник как пассажир.

1

 

21.04

 

Тема 3.7

Общие правила школьной жизни. Практическая работа №10 «Учимся выполнять правила по­ведения»

1

 

28.04

 

Тема 3.8

Если в школе пожар. Практическая работа №11 «Эвакуация из здания школы»

1

 

05.05

 

Тема 3.9

Повторение и обобщение знаний за курс ОБЖ 5 класс

1

 

12.05

 

Итоговый тест за курс ОБЖ 5 класса

1

 

19.05

 

Анализ итогового тестирования

1

 

26.05

 

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания ШМО учителей социально-гуманитарного цикла

 

№1 от «29» августа 2022 г.

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по ВР

 

МОУ Речицкой СОШ

 

_________ /Щербакова Г.В.

 

«30» августа 2022 г.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет