Внеурочное занятие по литературе (8-10 класс).
Тема: «Ах,эта любовь!».
Цель: расширять представление олюбви как духовной ценности, создать условия для осмысления ее значимости всемейной жизни.
Задачи урока: |
Обучающие раскрывать значение понятия «любовь»; сформировать у обучающихся восприятие самих себя как источника любви; Развивающие развивать стремление любить и радовать окружающих; развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения обучающихся, проявления их активности. Развитие коммуникативной компетенции. Воспитательные воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; воспитывать ценностное отношение к близким людям. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
УУД |
Регулятивные действия. — обеспечение обучающимся организации их учебной деятельности. -волевая саморегуляция в ситуации затруднения — совместная постановка учебных целей и задач — выделение и осознание обучающимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные УУД — доброжелательное отношение к окружающим. — эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. — самоопределение -осознание ответственности за общее дело. — смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня любовь? Познавательные УУД — анализ, синтез, сравнение; -формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений, доказательство. -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. -извлечение из литературного произведения необходимой информации; -умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. — объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе урока Коммуникативные УУД — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. -адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. — взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия |
Формы работы |
Фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная С учебником, с раздаточным материалом, толковыми словарями Работа со стихотворением, высказываниями. Составление проекта. |
Планируемые результаты |
Усвоение нового понятия; Умение пользоваться новым понятием; Умение работать в группе, в паре, высказывать собственное мнение; Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу; Осознание того, что любовь является основной ценностью семейных отношений. |
Основные понятия |
Любовь, семья, дом, эгоизм, безразличие, нормы поведения. |
Оборудование: |
Компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация, рабочая тетрадь, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах |
1. Организационныймомент.
-Здравствуйте, дорогие гости и дети, я очень рада нашей встрече!
Начинаем:«Все готовы?». Отвечаем: «Все готовы!».
Теперьк соседу повернись и красиво улыбнись (и сердечком поделись).
И сразыгравшимся задором приступаем к разговорам!
2. Определениетемы.
Унас сегодня ток-шоу, и возможность высказать свое мнение будет у каждого.
Вниманиена экран: о чем же мы будем говорить!?
(отрывкииз фильма «Адмирал»).
Вашипредположения? (определяют тему).
Этоотрывки из кинофильма «Адмирал». Это картина о жизни Александра ВасильевичаКолчака (в главной роли Константин Хабенский), адмирала Российской империи, вкоторой на фоне исторических событий разворачивается история любви Колчака иАнны Тимирёвой (отражено его увлечение замужней женщиной). К сожалению, ниКолчак, ни Анна не были свободными для открытых отношений, но любили друг другавсю жизнь.
Да,её Величество любовь! Самое загадочное и непредсказуемое чувство! Чувство,знакомое каждому. Великие классики говори ли так (высказывания висят на доске):
«Любви нельзя добиться силой,любовь нельзя выпросить и вымолить. Она приходит с небес, непрошенная инежданная». БакПерл Сайденстрикер.
«Любовь —это то единственное, что обостряет ум, будит творческую фантазию, то, чтоочищает нас и освобождает». Пауло Коэльо.
«Любовь? Это самый короткийпуть от одного сердца к другому: прямая линия». Бедель
«Однажды я встретил на улицевлюбленного нищего. На нем была старая шляпа, пальто протерлось на локтях,башмаки его протекли, а в душе сияли звезды». Виктор Мари Гюго.
-какая бывает любовь (взаимная, безответная, счастливая, радостная, печальная…);
-что такое любовный треугольник?
-какая она – любовь в треугольнике?
Итак, тема нашего ток-шоу «Ах, эта любовь: любовные треугольники –полноценное счастье или душевная трагедия?».
А эпиграфом к уроку прозвучат слова: «Тайна сия велика есть». Её мы читаем у А.П. Чехова врассказе «О любви», также её произносят во время православного обряда венчания.Как вы думаете, что могут означать эти слова? Как приходит любовь и почемуисчезает, доселе неизвестно.
3. Целеполагание.
Накакие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы и подискутировать?
-что такое любовь?
-любовный треугольник: хорошо или плохо?
-можно ли оправдать треугольные отношения?
-приносит ли счастье такая любовь?
-можно ли быть счастливым в таких отношениях?
4. Организациягрупп.
Увас на столах конверты. Загляните в них. Там спрятаны любовные мгновения.Надеюсь, они вдохновят вас. Прочтите и вдохновленно придумайте название длясвоих групп. Но название должно быть связано с этим страстным словом – любовь.
1. Я помнючудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьетсяв упоенье,
И для него воскресли вновь.
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. (А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье»)
2. Я васлюбил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим. (А.С. Пушкин. «Я вас любил»).
3. Мне бытолько смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Я б навеки пошелза тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить. (С.А. Есенин. «Заметался пожарголубой»).
4. Я могутебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Буду счастьем считать,даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!(Э. Асадов. «Я могу тебя очень ждать»).
(Предполагаемыеназвания: «Любовь-морковь», «Любовь и голуби», «Любовные истории», «Про это»).
— Прочитайте вслух отрывок из стихотворения и скажите, как назвалигруппу?
5. Мотивация.
Все участники нашего ток-шоу будут искать оправдания иливыдвигать обвинения. На столах у вас лежат сердечки: красные и черные. Ими выбудете голосовать.
6. Работа над темой.
Истории, о которых сегодня будет идти речь, случились настраницах литературных произведений.
Изпредлагаемого списка выберите те, в которых мы стаем свидетелями отношений влюбовном треугольнике.
-И.А. Куприн. «Гранатовый браслет»;
-А.С. Грин. «Алые паруса»;
-Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»;
— «Золушка»;
-А.П. Чехов. «О любви».
(выбирают).
Этивсе произведения нам знакомы. Начнём.
А.П.Чехов. «О любви».
Яприглашаю первых героев.
— Итут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женойЛугановича… я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную,обаятельную, какой я раньше никогда не встречал…и я сразу почувствовал в нейсущество близкое… я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…почему она встретилась именно ему (мужу ее), а не мне, и для чего это нужнобыло, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.
— номы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мыбоялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим.
— ялюбил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может привестинаша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.
— Вгороде уже говорили о нас бог знает что, но из всего, что говорили, небыло ни одного слова правды.
Конечноже, вы узнали героев. Анна Алексеевна Луганович и Павел Константинович Алёхин(А.П. Чехов. Рассказ «О любви»).
(видеофрагмент № 2: видеоотрывок из кинофильма по рассказу А.П. Чехова «Олюбви»).
Опрос.
-счастливыли были наши герои?
— правильноли поступал Павел Константинович Алехин, продолжая посещать дом Лугановичей?
-почему герои не признались друг другу в любви сразу?
-что им мешало быть вместе и быть счастливыми?
-остались ли раны на сердце?
Наши следующие герои.
Григорий Желтков и Вера Шеина. (А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»).
Муж Веры Шеиной и её брат посетилигосподина Желткова с требованием прекратитьлюбовное преследование.
— Трудно выговорить такую фразу, что я люблю вашужену. Я соглашаюсь, что я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа.Выслать меня в другой город? Все равно и там так же я буду любить её!
«Я не виноват, Вера Николаевна, чтобогу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам….Восемь леттому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказалсебе: я ее люблю … Вы запретили мне писать Вам….Подумайте, что мне нужнобыло делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, уВаших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас…Через десять минут я уеду… Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, чтоВы обо мне вспомните. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы былимоей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью…
Она пришла к мужу с покрасневшими отслез глазами и вздутыми губами и, показав письмо, сказала:
— Я ничего от тебя не хочу скрывать,но я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное….
— Вера собралась с силами и открыладверь. На столе лежал мертвый Желтков. Из газет она узнала, что он покончилжизнь самоубийством.
— В эту секунду она поняла, что талюбовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё.
(видеофрагмент № 3:видеоотрывок из кинофильма по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»).
Опрос.
— почему Вера так ответила сама себе об упущеннойлюбви?
— правильно ли поступал Желтков, когда на протяжение 8лет писал ей письма?
— зачем он это делал, ведь знал, что ответа не будет?
— правильно ли поступила Вера, рассказав все мужу?
— как вы расцениваете поступок мужа?
— были ли счастливы при этом герои?
И встречаем наших третьихгероев.
Анна Каренина, жена АлексеяАлександровича Каренина. Познакомилась с Алексеем Кирилловичем Вронскимслучайно, когда он пришел на вокзал встретить свою маман.
— Вронскийпошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы датьдорогу выходившей даме. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовалнеобходимость еще раз взглянуть на нее потому, что в выражении миловидноголица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когдаон оглянулся, она тоже повернула голову.
Этобыла первая встреча, которая стала роковой. В Москве, встретившись на балу иеще пару раз после, они уже понимали, что их охватила страсть.
Не раз говорила она себе этипоследние дни и сейчас только, что Вронский для нее один из сотен вечно одних итех же, повсюду встречаемых молодых людей, что она никогда не позволит себе идумать о нем; но теперь, в первое мгновенье встречи с ним, ее охватило чувстворадостной гордости. Ей не нужно было спрашивать, зачем он тут. Она знала этотак же верно, как если б он сказал ей, что он тут для того, чтобы быть там, гдеона.
О том, что Каренина замужем,Вронский знал, но чувства уже в полной мере завладели не только им, но и Анной.Она была порядочная женщина, подарившая ему свою любовь, и он любил ее, ипотому она была для него женщина, достойная такого же и еще большего уважения,чем законная жена.
Отношения к обществу тожебыли ясны. Все могли знать, подозревать это, но никто не должен был сметьговорить. В противном случае он готов был заставить говоривших молчать иуважать несуществующую честь женщины, которую он любил.
Отношения к мужу были яснеевсего. С той минуты, как Анна полюбила Вронского, он считал одно свое право нанее неотъемлемым. Муж был только излишнее и мешающее лицо. Без сомнения, он былв жалком положении, но что было делать? Одно, на что имел право муж, это былона то, чтобы потребовать удовлетворения с оружием в руках, и на это Вронскийбыл готов с первой минуты.
Анна уходит от мужа. Норазвод невозможен. Создавая иллюзию счастливой семьи, они живут с Вронскимоткрыто.
Но Анна кончает жизнь самоубийством со словами:«Господи, прости мне всё!» — проговорила она, чувствуя невозможность борьбы.
(видеофрагмент № 4: трейлер к фильмупо роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»).
— кто вызывает сочувствие?
— почему не случилось развода?
— была ли Анна по-настоящемусчастлива?
Дискуссия.
— вызывают ли мужья героиньсочувствие? Почему?
— виноваты ли герои, что у них неожиданновспыхнули чувства?
— кто из героинь, по вашему мнению,повел себя правильно?
— кто заслуживает осуждения?
— можно ли было всего этого избежать?И каким путем?
Физкультминутка.
Работа в группах.
У вас на столах лежат треугольники:черный – осуждаю, красный – поддерживаю, зелёный – сочувствую.
Обсудите в группах и распределите эти«меры» к нашим героям (каждой группе одно произведение).
После обсуждения заполняюттреугольники на доске комментируют свой выбор.
Итоговый проект.
У нас остался самый главный вопрос:любовь в треугольнике – это полноценное счастье или сердечные раны.
Я предлагаю заполнить «сердца» вашимимнениями. Приклейте сердца чёрного цвета, на которых вы укажите раны, ибабочки, на которых напишете о счастье в этих отношениях. И по количествупричин мы поймем, что же это такое.
(защита проектов).
Когда любим,то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо,к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но чтоэто мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю.
Я понял, что когда любишь, тов своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного,чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или ненужно рассуждать вовсе. (А.П. Чехов. «О любви»).
Ибо любовь – «тайна сиявеликая есть»! Любовь не задает вопросов!
7. Рефлексия.
Если было интересно, жду вответ аплодисменты.
Ну а если же не очень, ваше«Ууу» учту в работе.
Любите и будьте любимы!