X-PDF

Статья Концепт в литературоведении

Поделиться статьей

Концептв литературоведении.

      Путьконцепта в литературоведение, считает В. Зусман, можно проложить,воспользовавшись системным подходом к литературе. Опираясь на то,что в коммуникативной цепи наличествуют не только прямые, но и обратные связи: авторпроизведениечитатель, где авторпроизведение —достаточно устойчивая данность, а связь произведение читатель —величина переменная, зависящая от эпохи, социальных и индивидуальных причин,автор статьи   систему “литература”  охарактеризовывает как открытую,нестабильную, диссипативную систему. Открытость ее обусловлена тем, чтотрадиция и реальность не прямо связаны с художественными произведениями. Связьэта осуществляется через автора и читателя. Неустойчивость — от неравновесностиотношений: авторпроизведение и произведениечитатель.

     Концепт –своего рода «агент» других рядов культуры в художественном произведении(текст).[1] То есть в тексте даныопределенные слова, которые в определенном контексте выполняют определеннуюроль – превращаются в литературный концепт.

     Концепт существует в определенной «идеосфере», обусловленной кругом ассоциацийкаждого отдельного человека, возникает в индивидуальном сознании как отклик напредшествующий языковой опыт человека в целом, а также поэтический,прозаический, научный, социальный, исторический. То есть концепт являетсясинтезом всех областей жизнедеятельности человека.

 Согласно С. Аскольдову, художественные концепты заключают в себе«неопределенность возможностей». Их заместительные способности связаны не спотенциальным соответствием реальной действительности или законам логики.Концепты этого типа подчиняются особой прагматике «художественной ассоциативности».Художественные концепты образны, символичны, поскольку то, «что они означают,больше данного в них содержания и находится за их пределами». Эту символичностьС.Аскольдов называет «ассоциативной запредельностью». При этом концепт как бынаходится  между богатыми возможностями и ограничениями, которые зависят отконтекста и индивидуальности концептоносителя.

Концепт в литературе относительно его понимания в области науки икультуры, ближе к представлению, за счет  изображения в произведениях воображаемогомира. В системе «литература», в ходе коммуникации происходит порождение неидей, не понятий, а чего-то «третьего», и это «третье» — и есть концепт.[2]

В литературе важна значимость изучения «внутренней формы» слова, котораяначинает функционировать при включении ее в национальную ассцативно-вербальнуюсеть. Но в отличие от культуры в литературном произведении возможноконтролируемое, заданное направление движения  смыслов. Эту заданность называютавторской волей, интенцией или замыслом. Художественный автор, понимаемый каквесь текст, полагает некий предел смысловой активности воспринимающих. Однако,этот предел относителен, так как зритель (читатель, слушатель) может дополнятьсодержание, открывая в нем новые смысловые возможности.[3]

        Изучениеконцептов, репрезентированных в художественном тексте, может дать представлениеоб индивидуальной концептуальной картине мира автора текста и способствоватьвыявлению того, как индивидуальная концептуальная система отражает коллективнуюсистему представлений, сложившуюся в данной культуре, а иногда и влияет на нее.Так, Л.Г.Бабенко отмечает, что выражаемые в литературно-художественной формезнания автора о мире наряду с универсальными общечеловеческими знаниямисодержат уникальные, самобытные, порой парадоксальные представления автора. Приэтом «степень соответствия универсальных и индивидуально-авторских знаний вхудожественной картине мира текста может быть различна: от полного совпадения,тождества — до разительного несовпадения, полного расхождения»[4]

Художественные концепты диалогичны, поскольку связаны с множествомодновременно значимых точек зрения. Порождающее и воспринимающее сознание вэтом смысле равноценны. Композитор, художник, писатель не могут существоватьбез читателей, слушателей или зрителей. Конечно, художник может адресовать своитворения зрителям и слушателям потенциальным, удаленным от него во времени ипространстве. Однако восприятие концептов представляет собой вариант их новогопорождения.

 В  художественном  тексте  концепт  эстетически  трансформируется,становясь “художественным  концептом” (термин  введен  в  аппарат современнойлингвистики Аскольдовым С.А.), позволяющим выявить  особенности  мировоззрения,языковой  картины  мира  автора,  говорить  о  своеобразии  его  идиостиля  какэстетически  организованной  системе  словесных  форм,  воплощающих  в тексте мировидение  писателя.  Художественный  концепт  в  лексической структуретекста предстает как сложная содержательная структура, в которой сливаются воедино  индивидуально-авторское  понимание  и  традиция национального употребления  данного  концепта.  Анализ концептосферы делает акцент на«внетекстовых» связях произведения, на его включенности в коммуникативный акт,историко-культурный контекст конкретной эпохи. Концепт – явление болеединамичное, более стремительно меняющееся сравнительно со словом. Динамическаяприрода концепта определяет одну из важнейших функций его – доносить до людейзнания о постоянно меняющемся мире. Концепт обладает способностью к развитию:он накапливает знания об объекте, постоянно попадает под влияние смежных иблизких концептов. Каждый концепт может быть по-разному осмыслен в зависимостиот контекста и культурного опыта концептоносителя.  В художественномпроизведении концепт отражает особенности индивидуального миропониманияличности писателя.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

Структураконцепта определяется доминирующими моделями, которые могут быть разными дляписателя и читателя, интерпретирующего текст. В зависимости от точки зрениявоспринимающее сознание может замечать в символике произведения концептный,выводящий за пределы текста, или внутренний символические слои. Общность этихслоев и есть литературный концепт.

          Влитературе, концепт, выраженный в слове (первичный), при анализе частодополняется вторичным концептом, выраженном во вторичных смыслах, позицию персонажа,интенцию автора.

Таким образом, концепт — репрезентированная в языке оперативнаясодержательная единица сознания, которая культурно обусловлена и отражаеткомплекс всех представлений и ассоциаций, возникающих у носителя языка в связис каким-либо явлением действительности.

Отсюда концепт в литературоведении – это преемственность опыта человека,отраженного в художественном произведении. Причем концепт отражает не толькоэмоциональную, национальную, культурную составляющие, но и передачу индивидуальныхособенностей видения мира отдельной личности и общества в целом.

Концепт оказывается инструментом, позволяющим рассмотреть в единствехудожественный мир произведения и национальный мир. Вводя концепт как единицуанализа, литературоведение получает возможность включить образную тканьпроизведения в общенациональную ассоциативно-вербальную сеть. Устойчивоезначение произведения и слова перерастает при этом в подвижный, открытый,противоречивый, целостный смысл.

       Приизучении концепта в художественном произведении выделение понятия «первичныйконцепт» очень важно, так как именно первичный концепт является основным,базовым. Анализ первичного концепта может быть соотнесено с лингвистическимконцептуальным анализом, но с существенной разницей в том, что будет взят неязыковой уровень, а литературоведческий, целью которого будет выявлениенекоторых нюансов русской жизни и отображение её в художественном произведении.Первичный концепт «русский» в прозе Чехова второй половины 80-х  — первойполовины 90-х годов представлен достаточно широко: «русский», «русские», «Россия».Многообразие и сложность контекстов, в которые включено слово «русский» и его модификации, множественность смыслов,порождаемых этими контекстами, позволяют говорить о сложной структуре этогоконцепта.

      Посколькув творчестве Чехова широко представлен концепт «русский», то для адекватногоанализа достаточно рассмотреть первичный концепт, который может быть в видеприлагательного, в виде именования представителей русской нации, в слове«Россия», «Русь». В то же время концепт «русский» находиться в тесной связи спонятием «русский быт», «русская философия»,  « русская вера», «русский язык», поэтомув данном случае мы говорим о модификации концепта «русский».

          Концепт «русские» в произведениях А.П.Чехова трудно рассматривать только как часть концептосферы творчества писателя,которая обусловлена личностной, индивидуальной картиной мира. Масштабностьтворчества  данного автора актуализируется «пучком» многоликих субстанций,которые отражены в суждениях, мнениях героев произведений, живущих в различныхсоциальных и бытовых условиях, в индивидуальном внутреннем мире.

      Масштабность концепта «русский» обусловлена полимерностью виденияи изображения различных категорий и социальных слоев, к которым принадлежитрусский человек. В одном случае писатель может вывести отдельную категориюрусского человека — русского интеллигента, ссыльного, купца, крестьянина, вдругом случае — говорит о русском человеке вообще, русской натуре, имея в видуособую ментальную сущность.

      Особенность выявления концепта в том, чтоотношение к нему выражают герои произведений Чехова. О близости к авторскойпозиции мы можем говорить в тех случаях, когда автор симпатизирует герою, илинаблюдаются повторы. Способ раскрытия концепта связан не только с анализомхудожественного содержания, но и обращением к культурологическому подходу,описанию особенностей эпохи Чехова.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет