Методика предназначена для выявления проблемных зон в системе личностных отношений ребенка, в том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям. Методика валидна для умственно отсталых подростков с 12-13 лет и прошла апробацию в диссертационных исследованиях (Янданова Т.И., 2000 .Колосова Т.А., 2007) и дипломных работах выпускников ИСПиП.
В ходе исследования ребенку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке, ребенок заканчивает предложение, что фиксируется на бланке.
Оборудование: бланк с незаконченными предложениями.
Инструкция: сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай его окончание.
Незаконченные предложения:
1. Думаю, что мой папа редко_________________________________
2. Если все против меня, то___________________________________
3. Знаю, что глупо, о боюсь___________________________________
4. Думаю, что настоящий друг________________________________
5. По сравнению с другими семьями, моя семья_________________
6. Моя мама и я____________________________________________
7. Если бы мой папа только захотел____________________________
8. Думаю, что я достаточно большой, чтобы____________________
9. Мои одноклассники не знают, что я боюсь____________________
10. Не люблю ребят, которые__________________________________
11. Моя семья обращается со мной как__________________________
12. Моя мама________________________________________________
13. Я бы хотел, чтобы мой папа________________________________
14. Мне не нравится в себе то__________________________________
15. Хотелось бы мне перестать бояться__________________________
16. Больше всего люблю тех ребят, которые______________________
17. Большинство знакомых мне семей__________________________
18. Считаю, что все мамы_____________________________________
19. Думаю, что мой папа______________________________________
20. Когда мне не везет, я______________________________________
21. Когда мне страшно, мне приходится_________________________
22. Когда меня нет, мои друзья_________________________________
23. Когда я был маленьким, мои родители_______________________
24. Я люблю свою маму, но___________________________________
Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
«Большинство знакомых мне семей……!
· Несчастливы, не дружные, разошлись: «-2»
· Не очень дружны, нервные: «-1»
· Все одинаковые: «0»
· Нормальные: «+1»
· Очень дружные, счастливые: «+2»
Затем, в соответствии с ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.
Ключ
№ | Зоны отношений | Номера предложений |
I | Отношение к отцу, матери | 1 7 13 19 |
II | Отношение к себе | 2 8 14 20 |
III | Отношения к среде (страхи и опасения) | 3 9 15 21 |
IV | Отношения к друзьям | 4 10 16 22 |
V | Отношения к семье | 5 11 17 23 |
VI | Отношение к матери | 6 12 18 24 |
По итогам диагностики составляется сводная таблица результатов, куда заносятся баллы, по разным зонам отношений.
Сводная таблица результатов
Зоны отношений | Система отношений ребенка (баллы) |
I | |
II | |
III | |
IV | |
V | |
VI |
Проблемными зонами считаются те зоны отношений ребенка, которые получили отрицательные оценки.
Литература
1. Венгер Л.А. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владос-пресс, 2003
2. Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицына Л.М. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста: Методическое пособие. — СПб., 1995
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия. СПб.: Речь, 2005.
4. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт. сост. Г.А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006
5. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2001.
6. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008
7. Рубинштейн С. Я. Эксперементальные методики патопсихологии. М.: Апрель-пресс, 1999.
8. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство-пресс, 1998.