Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Удельнинскаяобщеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________________ Щечелова Н.А. Протокол №1 от _______2022 г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР ______________________ Щербакова Л.М. от_________2022 г. |
«Утверждаю» Директор школы-интерната _______________________ Егоренкова Л.В. Приказ №_______ от__________2022 г. |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
попредмету «Чтение»
3«б»
ВариантАООП — 1599.1
Учитель— Ляпунова Мария Олеговна
2022—2023г.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана наоснове
— Примерной рабочей программы попредмету «Чтение» (Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебнымпредметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательнойпрограмме начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (ОДОБРЕН решением федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
Рабочая программа разработана всоответствии с:
• Федеральным Законом «Об образовании в РФ»№ 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.,
• Приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья»,
• Приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями»,
• Адаптированной Основной образовательнойпрограммой начального общего образования для обучающихся с умственнойотсталостью, принятой на педагогическом совете протокол № 1 от 01.09.2016 г. и утвержденнойприказом директора №1/3 от 01.09.2016 г.
• Положением о рабочей программе педагогов МОУ«Удельнинская школа-интернат»
• Приказом Минпросвещения России от02.03.2021 № 766 «О внесении изменений федеральный перечень учебников ,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основногообщего образования , утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254»
• Учебным планом МОУ «Удельнинскаяобщеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья» на 2022/2023 учебный год.
Реализация учебной программыобеспечивается учебником Чтение. 3 класс. Авторы-составители: С. Ю. Ильина, А.А. Богданова. М.:Просвещение, 2020, включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых киспользованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования.
Рабочая программа по учебномупредмету «Чтение» разработана с учетом особенностей психофизического развития,индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Форма организации учебных занятий:классно-урочная. урок. Длявнеклассного чтения помимо основной организационной формы – комбинированногоурока – рекомендуется использовать и такие формы, как экскурсии (например, экскурсияв библиотеку); литературные праздники; литературные викторины и т.д.
Цели и задачи учебного предмета«Чтение»
Цель:обучение детей чтению доступного их пониманию текста вслух и про себя,осмысленное восприятие прочитанного, умение правильно писать и читать,участвовать в диалоге.
Основными задачами обучениячтению в 3 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст: вслухи про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навыксознательного, правильного, беглого и
выразительногочтения.
Для чтения подбираются произведениянародного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступныепониманию статьи из журналов. В процессе обучения чтению у учащихсяпоследовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержаниипрочитанного.
В программе дается примерная тематикапроизведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализутекстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтенияподобрана с учетом максимального
развитияпознавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственныхкачеств.
Читаются произведения о нашей Родине,ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтенияосуществляется последовательно.
Постоянное внимание следует уделятьформированию навыка правильного чтения, дети с интеллектуальнойнедостаточностью в силу особенностей психического развития овладевают с большимтрудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темперазговорной речи чтение вслух,
формируетсяпостепенно. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать просебя.
Систематическое формирование выразительногочтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемогоосуществляется в процессе анализа
произведений.При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственныхсвязей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционноезначение.
Учитель в процессе обучения чтениюдолжен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним изэффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся икоррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большоевнимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиесяовладевают правильным, полным и последовательным в процессе систематическойработы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение иуточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и впроцессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младшихклассах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый иликоллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачуначала формирования читательской
самостоятельностиу учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступнымиих пониманию произведениями детской литературы, формирования навыковсамостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки;умения выбирать книгу по интересу. Уроки внеклассногочтения проводятся 1 раз вмесяц.
II. Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
— элементарныепредставления о смысловом содержании таких нравственных качеств трудолюбие –лень, аккуратность – неряшливость, отзывчивость – равнодушие,доброжелательность, зависть и др.;
— владение элементарныминавыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия вструктурированных ситуациях (обучение, совместные занятия со сверстниками,посещение библиотеки и пр.): обращение за помощью, выражение благодарности,согласия/несогласия, сочувствия в вежливой форме, приветствие-прощание,соблюдение адекватной дистанции в общении со взрослыми, сверстниками, малышами,учителем и родственниками, проявление внимательного и доброжелательногоотношения к окружающим, умение отвечать на вопросы, задавать их в процессеобщения;
— умения даватьэлементарную оценку поведению людей на материале прочитанных (прослушанных)текстов после их разбора: хорошо-плохо, правильно-неправильно;
— умения понятьэмоциональное состояние героев произведения, устанавливать несложные причиныпереживаний;
— соблюдение несложныхнравственно-этических норм: помочь другому, выразить благодарность, сочувствие,соблюдать правила вежливого поведения, не нарушать правила поведения вобщественных местах, в т.ч. в школе, беречь природу, уважительно относиться клюдям, добросовестно выполнять свои обязанности, выполнять данные обещания идр.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
— правильно читать текст по слогам спостепенным переходом к плавному чтению целым словом двух и трехсложных слов;отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста; определятьглавных действующих лиц произведения; соотносить иллюстрацию с определеннымотрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;
— пересказывать текст или его часть сопорой на картинный план или вопросы;
— определять особенности интонации,соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);выразительно читать наизусть 3-5 стихотворения.
Достаточный уровень:
— правильно читать вслух целымисловами; выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; давать элементарнуюоценку поступков героев и событий;
— читать текст по ролям с использованиемнекоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
Метапредметные результаты:
1) формирование умения пониматьпричины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивнодействовать даже в ситуациях неуспеха;
2) активное использование речевыхсредств, для решения познавательных задач;
3) овладение навыками смысловогочтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составлениятекстов в устной форме;
4) овладение логическими действиямисравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;
5) готовность слушать собеседника ивести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь иизлагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание учебногопредмета
Содержание чтения (круг чтения).Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка,потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских изарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде,о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьизанимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, окультуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений:произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, кживотным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе;произведении о добре и зле.
Навык чтения:
Правильность чтения
Чтение простых слов без искажения ихзвукового состава и правильной постановкой ударения.
Чтение многосложных слов и состечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкойударения после предварительной отработки.
Беглость чтения
Переход к чтению целым словом.
Послоговое чтение слов, трудных посемантике и слоговой структуре после предварительной их отработки.
Переход с орфографического наорфоэпическое чтение односложных и двусложных слов.
Чтение текстов молча с выполнениеманализа учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.
Осознанность чтения
Ответы на вопросы по содержаниюпрочитанного текста.
Выборочное чтение для ответа навопрос; соотнесения прочитанного текста с иллюстрацией.
Нахождение в тексте информации позаданию учителя или представленного в учебнике.
Объяснение поступков действующих и ихэлементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт.
Выявление основной мысли прочитанноготекста в процессе коллективной работы на основе наводящих вопросов учителя.
Толкование смысла пословиц с опоройна прочитанное произведение или личный опыт.
Сравнение произведений одинаковых потеме, поступкам героев, идеи произведения с опорой на вопросы учителя.
Выразительность чтения
Соблюдение пауз и интонации,соответствующей знакам препинания в предложении.
Соблюдение интонации, соответствующейхарактеру героя после предварительной подготовки.
Выразительное чтение по ролямнебольших отрывков после предварительной подготовки.
Выразительное чтение стихотворенийнаизусть с опорой на образец чтения учителя.
Работа с текстом.
Объяснение значения слова с опорой нанаглядный материал после его предварительного разбора.
Нахождение в тексте незнакомых слов иобращение за разъяснениями к учителю или одноклассникам.
Установление последовательностидействий героев; событий или поступков, описанных в произведении.
Сравнение ситуаций, поступковперсонажей разных произведений, сходных по сюжету.
Элементарная оценка поступков героев;их характеров.
Обмен впечатлениями, элементарнымисуждениями по содержанию прочитанного и разобранного текста.
Пересказ текста по частям словами,близкими к тексту с опорой на картинный план или без него.
Нахождение в тексте произведения слови выражений, характеризующих героев и использование этих языковых средств впересказе.
Восстановление содержания прочитанногопроизведения по опорным словам и иллюстрации.
Ориентировка в книге по оглавлению.
Внеклассное чтение.
Выбор книг из классной библиотечкиили школьной библиотеки в связи с произведениями, читаемыми на уроке;самостоятельное их прочтение.
Называние автора и заглавиясамостоятельно прочитанной книги.
Ознакомление с новыми книгами поиллюстрации на обложке и названию.
Прогнозирование содержания книги поее основным элементам.
Запись в школьную библиотеку.
Знакомство с расстановкой книг вбиблиотеке по темам или авторам (систематический и алфавитный каталоги).