ПЛАН:
1. История создания и совершенствования программы
2. Принципы построения программы
3. Структура программы
4. Вариативные и альтернативные программы
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитание и обучение в ДОУ осуществляется в соответствии с программой – государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями программы, создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.
Программа воспитания в детском саду синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания.
Программа воспитания совершенствуется вместе с развитием общественного дошкольного воспитания.
Знание программы и выполнение ее требований с учетом конкретных условий жизни группы являются обязательными для каждого дошкольного специалиста.
Год издания | Название | Характеристика |
1919 г. | Инструкция по ведению очага и детского сада (разработана дошкольным отделом Наркомпроса) | Содержала основные указания по организации, содержанию, и методам работы дошкольных учреждений. |
1932 г. | Проект «Программы воспитания» | Состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности:
Была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. |
1934 г. | Программа и внутренний распорядок детского сада | Большое внимание уделено вопросам организации и содержания многогранной жизни детей в ДОУ. Включала следующие разделы:
Недостатки: был включен сложный материал, не учитывает возрастные особенности, недооценивает роль воспитателя в организации педагогического процесса. |
1938 г. | Руководство для воспитателя детского сада | Правильно освещаются задачи воспитания детей дошкольного возраста. Говорилось о всестороннем развитии личности, учете возрастных особенностей. Недостатки:
|
1953 г. | Переработка «Руководства…» | Было введено обучение в детском саду. Было выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя. |
1959 г. | Постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» | Предусматривало объединение садов и яслей в ясли – сад с единой программой воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста. |
1962 г. | Программа воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа | Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста и поступления в школу. Была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе. Отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривала формирование определенных ЗУН, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности. Включает: режим занятий, отдыха, развлечения, сна, питания, прогулок. |
1969 г. | Программа воспитания и обучения в детском саду | На основе использования научных исследований и лучшего опыта и учитывает требования, связанные с переходом школы на новые программы обучения |
1984 – 1985 гг. | Типовая программа воспитания и обучения в детском саду | Охватывает 4 возрастные ступени физического и психического развития:
Программа по воспитанию и обучению детей седьмого года жизни выпущена ранее (1983 г., под ред. Н.Н. Поддъякова, Р.А. Курбатовой). Обязывает воспитателя знать возрастные закономерности и индивидуальные психофизиологические особенности развития детей. Подчеркивается необходимость единства действий ДОУ и семьи. |
1994 г. 1996 г. 1997 г. | Развитие Радуга, Детство Истоки | Эти программы предлагают свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей. |
Принципы построения программы
1. Научность содержания материала, соответствие возрастным и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста .
2. Единство воспитания и обучения .
3. Целостность и непрерывность педагогического процесса от младенчества до поступления в школу .
4. Систематичность и последовательность расположения материала (постепенное усложнение от группы к группе, взаимосвязь разделов, комплексный подход к осуществлению воспитания) .
5. Возрастной принцип расположения общих и частных задач .
6. Ведущая роль разнообразных видов деятельности детей в их всестороннем развитии .
7. Концентричность – возврат к ранее пройденному на более высоком уровне
структура программы
Каждый возраст представлен в двух разделах:
1. Организация жизни и воспитание детей (режим дня, физкультурно-оздоровительная работа, воспитание культурно-гигиенических навыков, ознакомление с окружающим, игра).
2. Обучение на занятиях.
Содержание разделов всех возрастных групп взаимосвязано.
Каждый раздел начинается с постановки и раскрытия воспитательных задач.
альтернативные и вариативные программы