Группа маркетинговых рисков во внешнеэкономической деятельности компаний связана с возможностью продвижения и реализации товаров на рынках сбыта.
К основным маркетинговым рискам относятся:
q информационный .
q инновационный .
q отраслевой.
Информационный риск — это риск отсутствия, неопределенности или недостоверности информации. Информация может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и (в большей части) информации о состоянии рынка товаров (услуг), которые предлагаются.
Для проведения успешной сбытовой политики на международных рынках необходимо проводить их тщательный ситуационный анализ. Его проведение требует оценки около 250 различных показателей и получения итогового результата. Он должен включать в себя следующие группы:
1) размер потенциального рынка .
2) динамика роста торговли новым товаром.
3) рыночная перспектива на ближайшие 10 лет .
4) сезонность товара .
5) стоимость товара по сравнению с местными аналогами .
|
|
6) потребность товара по регионам .
7) частота покупок товара .
8) отношение к некоторым специфическим свойствам .
9) отношение к товару торговых посредников .
10) упаковка (потребность в ней) .
11) вид активности конкурентов .
12) необходимый объем рыночных исследований для приспособления к рынку .
13) торгово-политическая обстановка .
14) наличие ограничений на торговлю .
15) отношение к потенциальным покупателям .
16) эффективность рекламы .
17) информация о рынке.
Оценку данных характеристик целесообразно проводить с помощью экспертных или маркетинговых систем, позволяющих учитывать неопределенность информации о данном рынке. Это поможет первоначально получить оценку потенциальных возможностей рынка, принять правильное решение о выходе на него и проанализировать риски возможных потерь при его освоении.
Очень важным условием для экспортера при выходе на внешний рынок является определение конкурентоспособности товара. Это можно провести в процессе сравнения с другими. Оценка конкурентоспособности включает следующие этапы:
1. Анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности нашего товара.
2. Определение набора сравниваемых параметров и характеристик обоих товаров.
3. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности нашего товара.
Отраслевой риск — это возможность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать:
|
|
q деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный период времени .
q насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом .
q каковы результаты деятельности различных коммерческих фирм внутри одной и той же отрасли.
Инновационный риск — это возможность потерь, возникающих при вложении коммерческой фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.
Оценка маркетинговой группы рисков — достаточно весомая задача и ее решение наиболее эффективно с помощью специальных компьютерных систем обработки информации типа “МаркетЭффект”. Степень возможности появления маркетинговых рисков достаточно велика и они присутствуют постоянно, не зависимо от нас, а объем финансовых потерь может составлять достаточно крупные суммы. Поэтому вопрос анализа и оценки маркетинговых рисков занимает важное место на всех этапах проведения внешнеэкономической операции.