X-PDF

Особенности народной музыкальной культуры Поволжья

Поделиться статьей

ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

 

Саратовская, Ульяновская, Пензенская, Волгоградская, Нижегородская, Самарская области.

Русские поселения Татарии, Чувашии, Башкирии, 

Мордвы, Мари

 

Заселение Среднего Поволжья славянами, а затем русскими, после разделения древнерусской народности на русских, украинцев и белорусов, было обусловлено стремлением славянских и ряда финно-угорских племён к культурным и торговым связям с другими народами. Появление славян на Волге относится к первым векам нашей эры. В 1236 году в результате вторжения Батыя на Волгу образовалась Золотая Орда, с центром в городе Сарае. Завоеватели требовали от покорённых народов в качестве дани десятую часть имущества. По мере укрепления Московского государства русские князья стали проявлять большую самостоятельность . умножались их военные походы на золотоордынских ханов. После распада Золотой Орды на этой территории жили чуваши, марийцы, булгары. Однако русские всё интенсивнее осваивали этот край. 

Исторические документы указывают на то, что первые русские переселенцы на реке Вятка появились на рубеже       XII–XIII вв. Колонизация шла из Новгородского княжества и не носила массового характера. Начиная с XIV века, поток колонистов заметно увеличился, основная масса переселенцев начала прибывать из соседних западных княжеств. От набегов ногайцев с юга, башкир с востока на территории Среднего Поволжья строились укреплённые пункты, города Тетюши, Уфа, Самара, Саратов. Огромную роль сыграли монастыри, которые строились на якобы «ничьих» землях. Правительственная и монастырская колонизация открыла дорогу вольной колонизации. Со всех концов Руси хлынули в Поволжье крестьяне.

В конце ХVI века наряду со строительством городовкрепостей сооружались и заселялись укрепленные и засечные линии с земляными валами, соединяющие города-крепости. К началу ХVII века в России возросло число беглых людей, массовое разбойничество стало началом крестьянской войны. Предания о «разбойниках» в Поволжье и по сей день бытуют как живая история края.

В ХVII веке центральные и южные районы Среднего Поволжья продолжали заселяться переселенцами из северовосточных, северных, северо-западных, центральных районов России. Во второй половине ХVII века в стране вспыхнула крестьянская война под руководством Степана Разина. В этой войне участвовали все народы Поволжья. Несмотря на расправу с восставшими после их поражения под Симбирском в 1670 году, когда весь берег Волги был уставлен виселицами с «воровскими казаками», увеличилось число беглых крестьян, оседавших на землях с иноязычным населением. 

ХVIII век – новый этап в переселенческом движении. После указа Екатерины II о поселении старообрядцев в междуречье Волги и Большого Иргиза возникали украинские поселения в Саратовском и Самарском крае, население которых занимались добычей и транспортировкой соли на озере Эльтон. Одновременно с этим русские из Перми и Вятки продвигались в восточные районы Поволжья. Переселенческое движение на Волгу продолжалось и в ХIХ–ХХ вв., когда в юго-восточные районы прибывали крестьяне из Киевского, Харьковского, Могилёвского уездов и увлекали за собой жителей юга России.

Бассейн реки Волги и её притоков охватывает семнадцать областей и шесть автономных республик Российской Федерации. Народно-песенная культура этого обширного региона базируется на северорусских, западнорусских, южнорусских, средне волжских и казачьих традициях. Подобно языковым диалектам, песенные традиции не имеют резких границ. Для народно-песенного искусства Калининградской области, например, характерны черты как западнорусской, так и северорусской музыкальной культуры, а Костромской, Ивановской, Ярославской, Кировской областям присущи черты северорусского и средневолжского песенного творчества. Народно-песенные традиции, сложившиеся в центральной части Волжского бассейна, относятся к позднему периоду.

Территория историко-этнографического региона, где сложился комплекс народно-песенных традиций, называемых средне волжскими, охватывает три географические зоны: лесную – на севере, лесостепную – в центральной части и степную – на юге. На территории Среднего Поволжья и Приуралья проживают народы трёх различных групп: восточнославянская (русские, небольшое число украинцев и белорусов), финно-угорская (мордва, марийцы, удмурты), тюрко-татарская (татары, чуваши).

В основе песенного искусства Среднего Поволжья лежат традиции крестьянского народного творчества. Наиболее полно они выступают в районах с земледельческим населением, в то время как в бывших острогах и крепостях, расположенных в зоне охранных засечных линий, стилевые черты крестьянского песенного творчества сочетаются с чертами музыкального быта сторожевого населения.

Таким образом, в Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязыкая, но во многом единая народная культура, впитавшая в себя вековые традиции народов различных языковых групп. К видам трудовой деятельности крестьян Среднего Поволжья относятся земледелие, животноводство, бурлачество, прядение, ткачество, отхожие промыслы. В русских сёлах Поволжья занимались плотничеством, кузнечным делом, в сёлах с южнорусскими переселенцами и украинцами было развито садоводство, огородничество.

 

 

Особенности народной музыкальной культуры Поволжья

 

Для музыкальной культуры Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и неприуроченных песенных жанров.

Волжский песенный стиль характеризуется взаимопроникновением славянских и неславянских традиций. В русских сёлах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички, хороводные и свадебные песни, трудовые артельные песни. К неприуроченным песенным жанрам относятся былины, протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые песни, частушки, городские песни и романсы. 

Разноликость песенных традиций отражается в исполнительской терминологии: песни «поют» – в Пензенской, Ульяновской области. В Ульяновской области встречается понятие «зёвать»: невеста «зёвала» (вопила) . дети «зёвали», закликая жаворонков. Протяжные песни в Горьковской области по местной терминологии – «голосят». 

В русских селах Среднего Поволжья бытовали зимние святочные обряды: группы колядующей молодёжи (девушки, иногда к ним присоединялись женщины) совершали обходы дворов с исполнением величально-поздравительных песен с припевом «Коляда», «Таусень». Детские величания

представляли собой колядки либо прославление 

Рождества на тексты религиозного содержания, где припев отсутствовал. В отличие от взрослых, дети колядовали утром. Колядующих вознаграждали Рождественской обрядовой едой: домашней колбасой, мочёным горохом, пельменями, пирогами («кокурками»), «таусеньками» (пряниками в виде баранки).Зимние поздравительные величания не пели, а «кричали», напевно интонируя или выкрикивая говорком.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

В течение всех Святок молодежь собиралась на игрища и посиделки («поседки» – по местной терминологии). Их устраивали в откупленных домах у одиноких или бедных женщин. До прихода парней девушки пряли, но как только слышали гармонь на улице возле дома – работу прекращали. Во время святочных игрищ парни приглядывали себе невест, поэтому основной тематикой вечорочных песен и игр была любовь и брак.

Одним из любимейших развлечений молодежи было «хождение по полу» с пением «ходячих» или «игрищных» песен. Девушка (или парень) выбирала себе партнера и ходила под песню вдоль половиц то в одну, то в другую сторону. В конце песни либо кланялись друг другу, либо целовались.

Накануне Рождества, в Васильев вечер, гадали по жребиям. Обряд начинался с собирания жребиев (булавки, пуговицы, мелкие овечьи косточки). Отличительной особенностью подблюдных песен были припевные слова «Илею». В начале марта дети группами или в одиночку закликали весну: забирались на пригорки или крыши домов и подбрасывали испеченных из теста «жаворонков» и «козуль». После этого жаворонков оставляли на ветвях елей, либо бросали на поветь, а потом съедали. 

Масленица («поползуха») делилась на маленькую (до среды) и большую (с четверга до воскресенья). Во время «большой» масленицы основным развлечением было катание с гор и на лошадях. Особая роль в масленичной обрядности Поволжья отводилась обрядам, связанным с молодоженами-первогодками. 

Во время масленичных гуляний группами женщин пелись протяжные песни. Тематика этих песен (о воле и неволе, тоскующем молодце) была связана со скорой разлукой мужчин с родным домом, которые должны были уходить на отхожий промысел – в бурлаки, крючники, на торговые суда. На Масленицу рядились в медведей, женщины в мужчин и наоборот. В воскресенье вечером на горе или посреди деревни «жгли масленку». При проводах приговаривали «Масленка горит!» и валили друг друга в снег (в особенности молодушек).

С третьего дня Пасхи церковью разрешалось устраивать весенние народные праздники и обряды. Непременными атрибутами весенних праздников были венки, ветви деревьев и сами деревья, ряженье, обрядовая еда, игра на музыкальных инструментах. Часто на гуляниях исполнялись «волушки» – песни, в текстах которых упоминалась Волга и её притоки:

 

Ах, ты, Волга-матушка,

Ах, и во крутые бережка, Волга, не вбиралася, Ах, и поняла же ты, Волга, все горы, Волга, долы, Ах, и луга зелены, заповеданы.

 

Эти песни были богаты большими внутрислоговыми распевами, которые требовали от исполнителей большого запаса дыхания и владения местной певческой традицией.

Перед Троицей, с исполнением «вёшних» песен, ходили «заламывать» венки: сгибали ветви березы и скрепляли их в виде венка. На Троицу ходили смотреть: если венок развивался или увядал – плохое предзнаменование. Ветки березы уносили домой, украшать избу, ходили с ними по селу. При плетении венков из цветов и трав исполняли плясовые и протяжные песни.

С пением весенних хороводных («любых») песен венки бросали в воду. Через неделю после Троицы хороводамишествиями провожали весну. По селу носили украшенную березку, затем бросали ее в реку. В Ульяновской области носили ольху «ёлху», выйдя за село, бросали ее, при этом каждый участник старался отломить себе ветку, с ней и плясал. Женщины, переодевшись мужчинами (и наоборот), срубали куст репейника, именуемого «венком», украшали его разноцветными лоскутками, носили его по селу с пением весенних и неприуроченных протяжных песен.

Наиболее характерным для музыкальной традиции Поволжья является жанр хороводной песни. По форме построений хороводы разделялись на хороводы-шествия, круговые и линейного построения. Хороводы-шествия сопровождались исполнением «легких» протяжных песен. Тематика хороводных песен трудовая, любовно-лирическая. Хороводные игры были посвящены выбору невесты. После проводов весны хороводов не водили.

Жнивные обряды (зажинки, дожинки).

Зажинал отец – глава семьи. Первый узелок травы завязывали и подтыкали под поясницу – для силы в спине. Особое место в жнивной обрядности отводилось последнему снопу. По местной терминологии его называли «кукла», «Ильяборода», «Спасова борода», «Кузьма-Демьян». Домой последний сноп несли молча. В доме его ставили в сутном углу, а на Покров раздавали его всем животным в доме.

Протяжные песни называют здесь «растяжными», «голосовыми», «прокладными». Тематическую основу составляет семейно-бытовая лирика, как правило, скорбного характера. Бытуют рекрутские песни, в разинском цикле раскрывается тема волжской вольницы. Особенностью бытования жанра лирической песни является тема смерти воина в чужом краю. 

К протяжным («долгим») песням относятся мужские солдатские лирические песни с воинским содержанием. Это связано с тем, что в прошлом на границы русского государства поселяли солдат, казаков, стрельцов:

 

За речушкой всё за быстою слободка стоит,

Слободушка всё не малая – четыреста дворов,

Во каждом всё во дворике солдаты стоят,

Солдатики всё гусарики шанберики они бьют…

 

Женская лирика исполнялась осенью и зимой в «кельях», на «беседах», «вечерках». 

Влияние музыкальной культуры других народов (где эпос является одним из основных жанров) на русскоязычное население обусловило распространение эпических песенных жанров, таких как баллады, былины. Центральное место в жанровой системе песенного фольклора Поволжья отводится свадебным песням и причитаниям, сопровождающим свадебный обряд.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет