ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1. Социальный статус профессии и ее особенности.
2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
3. Требования к профессиональной подготовке.
4. Профессиональные обязанности социального педагога.
Социальный статус профессии и ее особенности.
Социальный педагог – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых. Основная деятельность социального педагога связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Это ручной, преобразующий тип профессии, с работой в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека. По характеру труда профессия социального педагога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления. Относится к классу творческой (эвристической) профессии.
Сферы деятельности данной профессии это – наука и образование. Родственные профессии: воспитатель, учитель, психолог, педагог, няня, вожатый.
В настоящее время профессия социального педагога очень востребована. Представители данной профессии могут работать в любых образовательных организациях и выполнять свои трудовые обязанности самостоятельно или в коллективе из нескольких специалистов.
Бóльшую часть дня они проводят в помещении, при этом, их рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания. Дресс-код не предусмотрен.
В работе социальные педагоги используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Представители данной деятельности подвержены профессиональным рискам. Социальные педагоги постоянно работают с людьми, поэтому существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность социального педагога связана с высокой степенью ответственности, давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Карьерный рост социального педагога связан с накоплением опыта. В зависимости от опыта педагогам присваивается разряд. Карьера может предполагать и управленческий путь развития. Со временем социальный педагог может стать руководителем центра социальной помощи.
Для овладения профессией социального педагога необходимо среднее профессиональное образование либо высшее образование в области педагогики.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
Социальный педагог должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важным качествам следует отнести:
• коммуникабельность .
• умение быстро принимать решения .
• организаторские способности .
• практицизм .
• развитая интуиция .
• любовь к детям .
• психологическая устойчивость .
• жизнерадостность .
• чувство такта .
• высокий уровень культуры .
• развитое аналитическое мышление .
• трудолюбие .
• активность.
В связи с тем, что деятельность социального педагога связана с работой с людьми, необходимо учитывать медицинские противопоказания, препятствующим работе социальным педагогом.
К данным противопоказаниям относятся:
• нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения .
• судороги, потери сознания .
• сердечно-сосудистые заболевания .
• вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия .
• расстройства координации движений .
• заболевания центральной нервной системы .
• психические расстройства.
Требования к профессиональной подготовке.
Специалист в данной области должен хорошо знать:
— основы психологии человека .
— психологические особенности детей школьного возраста .
— методику и технологию работы социального педагога .
— особенности анатомии и физиологии школьника .
— требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе .
— требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей .
— основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им .
— основы законодательства РФ.
Социальный педагог должен уметь:
• взаимодействовать (сотрудничать) с детьми .
• изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие .
• вести разъяснительную педагогическую работу с родителями.
Профессиональные обязанности социального педагога.
Основная деятельность социального педагога связана с:
— содействием развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах .
— обеспечением превентивной профилактики различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей, в их общении.
К основным профессиональным обязанностям социального педагога относятся:
• осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков .
• оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сиротам, выпускникам детских домов .
• социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска .
• диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях .
• изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды .
• диагностика социальных отклонений .
• социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных влияний .
• защита прав детей и подростков .
• организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков .
• проведение профориентационной работы с детьми и подростками.
Литература: 1. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью [Электронный ресурс]: монография/ Гордиенко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— Иркутск: Восточно-Сибирская академия образования, 2009.— 135 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11455.— ЭБС «IPRbooks», по паролю (имеется в фондах библиотеки ГСИ)
2. Корепанова М.В. и др. Основы педагогического мастерства. М.: Издат.центр «Академия», 2010. – 240с.
3. Кулагина И.Ю Педагогическая психология. М.: Академ.Проект . Трикста,2011. — 314с.
4. Лапина О. А., Пядушкина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. –М.: Изд. центр ”Академия”, 2008. – 157с. (имеется в фондах библиотеки ГСИ)
5. Лаптева М.Ф. Социальное взаимодействие в подготовке будущего специалиста М.: Исслед.центр проблем качества подготов.специал., 2007. – 210с.
6. Мандель Б.Р. Педагогическая психология. М.: КУРС . ИНФРА-М, 2014. – 268с.
7. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. М.: РИОР . ИНФРА-М, 2014. – 272с.
8. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2004. – 176 с. (имеется в фондах библиотеки ГСИ)
9. Шмелева Н.Б. Введение в профессию «Социальная работа» [Электронный ресурс]: учебник/ Шмелева Н.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 224 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14038.— ЭБС «IPRbooks», по паролю (имеется в фондах библиотеки ГСИ)
10. Компьютерная справочная правовая система России «КонсультантПлюс»
11. Журнал «Наука и школа» http://nauka-i-shkola.ru/archive
12. Журнал «Открытая школа» http://www.open-school.kz/glavstr/arhiv_statya_map.htm
13. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/