X-PDF

Тема лекции – «Источники информации. Методы работы с источниками».

Поделиться статьей

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 08.05.2020 г.

 

 

Основные аспекты темы:

 

Что влияет на выбор темы материала, предназначенного для осмысления и опубликования?

 

— концепция СМИ, общественная миссия или представления о ней, имеющиеся в редакции .

— специализация издания, канала .

— потребности аудитории .

— редакционный план работы .

— персональные наблюдения, вкусы, предпочтения журналиста.

Приступая к работе с источниками, журналист решает три главные проблемы:

— выбор самого надежного источника информации,

— обеспечение доступа к нему .

— проверка полученных сведений.

 

Почему выбор источника становится проблемой? Одна из причин заключается в том, что довольно много людей с готовностью дали бы журналисту информацию, однако у них нет должных полномочий и компетенции, и поэтому полученные от них сведения не могут считаться достоверными. Журналист, прежде всего, отвечает себе на такие вопросы: какая организация (департамент, отдел, комитет, контора) в действительности занимается вопросами, которые интересуют корреспондента? как она организована? кто является ключевыми фигурами (руководителями)? кто может дать исчерпывающую и точную информацию?

 

Источники информации принято различать по их происхождению, форме существования, степени достоверности и надежности.

По происхождению источники информации можно классифицировать на открытые и конфиденциальные (нередко персональные). К открытым источникам относятся массивы информации о деятельности государственных органов и учреждений, политических и общественных организаций, предприятий, органов образования, здравоохранения, спорта, культуры – тех организаций, которым в соответствии с законодательством предписано без ограничения предоставлять информацию о своей деятельности (за исключением информации ограниченного доступа или содержащей охраняемые законом тайны). Открытая информация находится в свободном доступе на официальных сайтах, в обязательной отчетной документации, в публикациях государственных или ведомственных изданий. За подробностями и комментариями, как предписывают законы, следует обращаться с запросами от имени СМИ, лучше письменными, чтобы легче было зафиксировать и при необходимости доказать факт обращения.

Доступ к информации из конфиденциальных источников имеет ограничения, поскольку охраняется специальными законами (например, законодательством о банковской тайне, коммерческой тайне, тайне личной жизни и др.). Доступ к ней отрыт в зависимости от степени открытости самой организации, ведомства или обладателя персональных данных. Следовательно, пользоваться такой информацией без опасения насчет ее достоверности и надежности можно, как правило, с санкции ее обладателей. В частности, коммерческая информация может содержаться в пресс- релизах и справочных материалах, которые готовятся пресс-службами и отделами маркетинга компаний.

По форме существования источники информации делятся на официальные, естественно существующие и расследовательские. Официальные источники, как правило, носят открытый характер, и в силу доступности для граждан информация из них представляет интерес для журналиста как аргумент в процессе исследования ситуации. Иными словами, на нее можно и нужно ссылаться, как бы предлагая читателю самому удостовериться в обоснованности утверждений автора.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

Источником естественно существующей информации является сама жизнь, та стихия человеческих взаимоотношений, которая то и дело создает ситуации: то конфликтные, то чрезвычайные, то героические. Такая информация добывается с трудом, требует профессиональных навыков и знаний, но как раз она-то и является полем притяжения для истинных летописцев современности.

Расследовательская информация – уникальная информация, полученная журналистом в процессе сложной работы: длительных наблюдений, эксперимента, бесед с носителями конфиденциальной информации, анализа разноплановой информации. Она ценится особенно высоко, так как представляет собой новое раскрытие ситуации и нередко становится фактором изменений в общественной, экономической, культурной жизни общества. После обнародования она начинает циркулировать в обществе и использоваться в самых разных целях.

По достоверности и надежности источники информации расцениваются как:

однозначно достоверные и надежные, когда сведения задокументированы по всем правилам, имеются реально существующие и ответственные свидетели и т.п. .

достоверные, но ненадежные, если нет документальных или свидетельских подтверждений, и потому требуется дополнительная проверка .

надежные, но недостоверные, как правило, содержащие информацию от очевидцев или участников событий, но без документальных подтверждений.

Информация из двух последних источников нуждается в дополнительном анализе и годится в основном для черновой работы или используется в качестве повода для расследования. Поначалу достоверная, но ненадежная информация (или надежная, но недостоверная) в результате кропотливой работы во многих случаях получает подтверждение и приводит к появлению журналистских сенсаций или же острополемических выступлений.

Виды источников информации:

 

Учреждения   Органы власти и другие государственные институты . предприятия и учреждения экономической сферы . научные институты . социологические службы.
Общественные организации   Независимые негосударственные объединения граждан во всех сферах деятельности
Справочно- информационные системы Интернет, СМИ, архивы, библиотеки, Фонотеки, базы данных, справочники, энциклопедии, каталоги, научные журналы, препринты.
Интернет-среда Социальные сети, форумы СМИ, блоги, микроблоги и т.д.
Специальные мероприятия   Выставки, круглые столы, научные конференции, семинары, форумы
Частные лица   «Собственные контакты»: информаторы и эксперты . участники и очевидцы событий, ученые.  
Личный круг общения Профессиональный круг . друзья, родственники, частные коммуникативные среды  
Окружающая среда   Природа, место действия, среда обитания и проживания, культурно-бытовые условия, транспорт и пр.  
Анонимный источниканонимный заинтересованный источник  

 

 

Вопросы для самоподготовки:

1) Как журналист выбирает тему для материала СМИ?

2) Какие проблемы могут быть сопряжены с выбором источника информации?

3) По каким критериям принято различать источники информации?

4) Какие конкретные примеры могут быть приведены по каждой из групп источников информации из классификации?

 

Дополнительная литература:

1. http://www.journ.msu.ru/downloads/2018/ОЖ3-2_2018.pdf

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет