Практическая работа
Менеджмент библиотечной деятельности
Анализ результатов статистического исследования
1 этап статистического исследования — статистическое наблюдение – сбор необходимых количественных показателей работы библиотеки (согласно цели исследования), которые подлежат анализу для выявления состояния изучаемого объекта.
Статистические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные — характеризуют размер или объем конкретного явления в определенное время. Относительные — отражают количественные соотношения между соответствующими явлениями. Чаще всего относительные величины выражают соотношение двух или нескольких абсолютных величин. Различают следующие виды относительных показателей: динамики, структуры, интенсивности, координации, сравнения.
В данной практической работе абсолютные показатели даются преподавателем. По желанию они могут быть заменены на показатели работы вашей библиотеки (берутся или из отчетных документов библиотеки или как результат обобщения данных первичного учета).
Таблица 1- Абсолютные показатели работы библиотеки
№ | Показатели | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
1. | Число пользователей А | 8180 | 7944 | 7210 | 6990 | 6900 |
2. | Число посещений П | 77231 | 77370 | 77500 | 77559 | 77990 |
3 | Величина библиотечного фонда Ф | 99100 | 98694 | 98316 | 98111 | 97059 |
4. | Количество книговыдач В | 181217 | 179240 | 176729 | 172143 | 169056 |
этап: Группировка и сводка данных
1 задание: Исчисление относительных показателей библиотечной работы
Исчислениеотносительных показателей интенсивности, которые характеризуют степень распространенности или развития изучаемого явления. Они определяются как отношение двух разноименных абсолютных величин, характеризующих различные, но связанные в своем развитии явления. Эти показатели еще называют статистическими коэффициентами. Широко используются: читаемость, посещаемость, обращаемость,книгообеспеченность.
Занести в таблицу формулы расчета относительных показателей. На основе приведенных в таблице 1 абсолютных статистических показателей вычислить по формулам и занести в таблицу 2 относительные показатели интенсивности.
Таблица 2 — Относительные показатели интенсивности (степени)
библиотечной деятельности
№ | Показатели | Формула расчета | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г |
1 | Посещаемость | Пос= | |||||
2 | Обращаемость | Об= | |||||
3 | Книгообеспеченность | К= | |||||
4 | Читаемость | Ч= |
2 задание: определение относительных величин динамики. Данные показатели характеризуют изменение явления во времени. В данном задании надо проследить динамику численности пользователей библиотеки, величины библиотечного фонда, количества посещений и книговыдач за четыре года (опираясь на абсолютные показатели таблицы 1) с помощью следующих характеристик: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста. Полученные данные необходимо сгруппировать в таблицах 3, 4, 5,6 соответственно.
Таблица 3 — Относительные показатели динамики численности пользователей библиотеки
год | Число пользователей | Абсолютный прирост | Темп роста в % | Темп прироста |
2015 | 8180 | 0—— | ——— | ——— |
2016 | 7944 | -236 | 97% | -3% |
2017 | 7210 | — | ||
2018 | 6990 | |||
2019 | 6900 |
8180 — 100%
Х= 7944 х 100
7944- х% 8180
Таблица 4-Относительные показатели динамики библиотечного фонда
год | Библиотечный фонд | Абсолютный прирост | Темп роста в % | Темп прироста |
2015 | ||||
2016 | ||||
2017 | ||||
2018 | ||||
2019 |
Таблица 5-Относительные показатели динамики книговыдач
год | Количество книговыдач | Абсолютный прирост | Темп роста в % | Темп прироста |
2015 | ||||
2016 | ||||
2017 | ||||
2018 | ||||
2019 |
Таблица 6-Относительные показатели динамики посещений
год | Количество посещений | Абсолютный прирост | Темп роста в % | Темп прироста |
2015 | ||||
2016 | ||||
2017 | ||||
2018 | ||||
2019 |
Абсолютный прирост определяется как разность между данным и начальным уровнем ряда. Он показывает, на сколько единиц в абсолютном выражении уровень данного периода больше или меньше начального уровня и, следовательно, может иметь знак (+) или (-).
Темп роста (или снижения) – относительный показатель, получающийся в результате деления двух уровней и выраженный в процентах. В качестве постоянного (базисного) уровня, с которым производится сравнение, принимается начальный уровень ряда.
Темп прироста – относительный показатель, показывающий, на сколько процентов данный уровень больше (или меньше) начального (базисного) уровня. Этот показатель можно рассчитать как процентное отношение абсолютного прироста к начальному уровню или путем вычитания 100% из показателей темпа роста.
3 задание: графическое изображение показателей библиотечной статистики.
Статистические графики позволяют представить цифровые показатели в лаконичной и запоминающейся форме. Для иллюстрации исчисленных в предыдущем задании величин будем использовать линейную и столбиковую диаграммы.
Линейная диаграмма – наиболее распространенный вид графических изображений при характеристике динамики явления.
В задании следует построить (с применением цветовых обозначений или различного вида штриховки) линейные диаграммы, дающие наглядную характеристику темпа роста числа пользователей библиотеки и величины библиотечного фонда. На горизонтальной оси абсцисс отмечаются четыре точки, указывающие определенные года. На вертикальной оси ординат необходимо указать значения темпов роста в масштабе: одно деление обычно соответствует 10%, но если темп роста небольшой – цена деления может быть меньше, к примеру, 5%. Показатели динамики следует брать из таблиц 3 и 4 предыдущего задания. При построении каждой линейной диаграммы отрезки прямых линий, образующих кривую динамики, формируются соединением точек на пересечении воображаемых перпендикуляров от оси абсцисс и оси ординат (на графике приведен пример). Характеризующие соответствующие показатели линии расходятся из точки, принятой за 100 %.
% Линейная диаграмма
— — |
130
125
120
115
110
105
100
95
90
85
80
75
70
65
60
0
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.