КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена»
на тему: «Возрастные анатомо – физиологические особенности органа зрения (в связи с профилактической и коррекцией возможных нарушений здоровья у детей)»
Выполнил:
студент группы ПФЗ-10219 (номер з/к 131950206) А.С.Михеева
Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»
Проверил:
канд. биол. наук, доцент Н.В. Сажина
Курган 2020
Содержание | |
Введение | 3 |
6.1. Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо – физиологические системы восприятия и анализа информации. | 4 |
6.1.1. Сенсорные системы организма, их функциональное созревание. | 4 |
6.1.2. Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализатора. | 5 |
6.2. Принцип строения и функционирования органа зрения. Зрительный анализатор. | 6 |
6.2.1. Строение и функционирование органа зрения. | 6 |
6.2.2. Строение периферического, проводникового и центрального отделов зрительного анализатора. | 7 |
6.2.3. Определения понятия «аккомодация», ее возрастные изменения. | 9 |
6.3. Представления о близорукости, дальнозоркости и косоглазии определения понятий, возможные причины, коррекция и профилактика. | 10 |
6.3.1. Определения понятий «близорукость», «дальнозоркость», «косоглазие», их причины. | 10 |
6.3.2. Способы коррекции и профилактики близорукости, дальнозоркости. | 12 |
6.3.3. Косоглазие (содружественное и паралитическое), его причины и профилактика. | 13 |
6.4. Представления о диагностике снижения остроты зрения, нарушений бинокулярного и цветного зрения. | 16 |
6.4.1. Диагностика снижения остроты зрения. Определение остроты зрения с помощью таблицы Сивцева – Головина. | 16 |
6.4.2. Диагностика нарушения бинокулярного зрения. Определение поля зрения с помощью периметра Форстера. | 18 |
6.4.3. Диагностика нарушения цветного зрения с помощью полихроматических таблиц Рабкина Е.Б. | 19 |
6.5. Значение гигиенического ухода за глазами. | 22 |
Определения | 23 |
Заключение | 27 |
Список использованных источников | 28 |
Введение
Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они — способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения. Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.
Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире по сравнению с другими органами чувств.
Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы — органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов».
Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза. Прошли века, пока был решен принципиальный вопрос, как формируется изображение внешнего мира на сетчатку глаза. Глаз посылает в мозг информацию, которая через сетчатку и зрительный нерв трансформируется в зрительный образ в головном мозге. Зрительный акт всегда был загадочным и таинственным для человека.
Для меня работа над материалом по данной теме была полезна и познавательна: я разобралась в строении глаза, в возрастных особенностях зрения у детей, профилактике зрительных расстройств.
6.1. Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо – физиологические системы восприятия и анализа информации.
Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.
Сенсо́рной систе́мой называют совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.
Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.
Различные анализаторные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенетического развития.
Вестибулярный анализатор созревает еще во внутриутробном периоде. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.
Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществ формируется на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого.
Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка. Дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.
Созревание анализаторных систем определяется, развитием всех звеньев анализаторов. Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже всех формируется периферическая часть зрительного анализатора — сетчатка глаза, однако ее развитие завершается к первому полугодию и корковые звенья — области проекции в коре слухового и зрительного анализаторов.
Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализатора.
Анализаторы человека — это специфические структуры нервной системы, основная функция которых состоит в восприятии информации и формировании соответствующих реакций. При этом информация может идти как из окружающей среды, так и изнутри самого организма. Общее строение анализатора. Само понятие «анализатор» появилось в науке благодаря известному ученому И. Павлову. Именно он впервые определил их как отдельную систему органов и выделил общую структуру. Несмотря на все разнообразие органов чувств, строение анализатора, как правило, довольно типичное. Он состоит из рецепторного отдела, проводящей части и центрального отдела. Рецепторная, или периферическая часть анализатора представляет собой рецептор, который приспособлен к восприятию и первичной обработке определенной информации. Например, ушной завиток реагирует на звуковую волну, глаза — на свет, кожные рецепторы — на давление. В рецепторах информация о воздействии раздражителя перерабатывается в нервный электрический импульс. Проводниковые части — отделы анализатора, которые представляют собой нервные пути и окончания, которые идут к подкорковым структурам головного мозга. Восприятие внешнего мира, информацию о внешней и внутренней среде организма – организм получает с помощью анализаторов. Примером может служить зрительный, а также слуховой нерв. Центральная часть анализатора — это зона коры головного мозга, на которую проектируется полученная информация. Здесь, в сером веществе, осуществляется окончательная переработка информации и выбор наиболее подходящей реакции на раздражитель. Например, если прижать палец к чему-то горячему, то терморецепторы кожи проведут сигнал к головному мозгу, откуда поступит команда одернуть руку.