В первой половине 18 века живопись России стала признавать европейские черты. Художники осваивали линейную перспективу, светотень, изучали анатомию, законы колорита и технику живописи маслом.
Парсуна – ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Портрет – изображение человека или группы людей.
Начиная с петровского времени портрет в русском искусстве вышел на первое место.
Портрет делится на парадный и камерный:
Парадный портрет отличается монументальностью, которая выражалась крупной фигурой человека в полный рост, а также на коне, стоящей или сидящей. Парадный портрет показывает положение человека в обществе (богатая одежда, ордена и медали, драгоценности, парики). Обычно фигуры даются на архитектурном или пейзажном фоне.
В камерном используется поясное, погрудное и поплечное изображение. На первом плане моральные качества человека, фигуры чаще даются на простом нейтральном фоне.
Барокко – одно из стилевых направлений в искусстве конца XVI – середины XVIII века, отличающееся торжественностью и пышностью оформления.
Иван Никитин – один из самых известных художников, изображавших Петра I. Родился в Воронеже, в небогатой мещанской семье торговца свечами.
«Портрет Петра I на фоне морского сражения»
Сюжет и композиция. На камерном портрете Петр I изображен облаченным в латы, с его плеча вниз cпускается красная мантия, подбитая горностаем. Петр поставлен вполоборота, однако голова и взгляд обращены прямо на зрителя. Правая рука с жезлом слегка согнута и вытянута вперед. За фигурой Петра I можно видеть пушку, а еще дальше – море с кораблями и галерами. Фон заполнен морским пейзажем с серыми облаками, в которых виднеется просвет. Ярким пятном на полотне выделяется красный плащ, развевающийся за плечами Петра I.
Колорит и исполнение. Колорит картины достаточно разнообразен. Преобладают красные, серые, синие, коричневые оттенки. Художник использует технику сфумато, играя со светотенью.
«Портрет Петра I в круге» Камерный портрет
Сюжет и композиция. Из темного фона на нас надвигается “лик” Петра – круглое, несколько одутловатое лицо с трагическим выражением темных глаз под густыми черными бровями. Возможно, картина исполнена в последний год жизни императора, омраченный болезнями, семейными невзгодами, впервые коснувшимися его взаимоотношений с Екатериной, а главное невеселыми мыслями о том на кого оставляет он Россию. Художник создает образ огромной глубины, искренности и величия. Петр I изображен на портрете в темной одежде, с белым шарфом на шее и лентой на груди.
Колорит и исполнение. Колорит картины достаточно скудный, но это особенность камерного портрета. Преобладают черные, коричневые и светло-желтые оттенки. Художник пытается использовать технику сфумато, лицо Петра из-за этого как бы светится, выделяясь и показывая его истинные эмоции.
2 |
4) Итальянское возрождение. Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из Рая». Боттичелли «Рождение Венеры».
Ранний ренессанс. Итальянское Возрождение было началом общеевропейского Возрождения — периода великих перемен и достижений, который начался в Италии в XIV веке и продолжалось вплоть до XVI века, ознаменовав переход от средневековой к современной Европе. Цель: совершенство форм и пропорций, стремление к красоте и гармонии.
Особенности:
1) В искусстве особое внимание уделяется пластичной проработке форм и рисунку .
2) Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры и анатомии .
3) В основе искусства лежит сходство с природой .
4) На первый план выходят точные научные знания.
Искусство стало выполнять роль инструмента познания окружающего мира.
Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Мазаччо) Обучаясь у других крупных мастеров Возрождения, Донателло и Брунеллески, Мазаччо воспринял лучшее из стилей этих художников и скульпторов, добавил собственное видение мира и создал свой особый узнаваемый стиль. Он был реалистичным, и достаточно точно воспроизводил облик людей, природу и архитектуру.
«Изгнание Адама и Евы из Рая» Сюжет и композиция. Картина — отражение библейского предания, «Изгнание из рая» изображает именно тот момент, когда Адам и Ева изгнаны из Ада. Райская жизнь для них закончилась, они прокляты и отвергнуты богом, а впереди их ждет только полная трудов и лишений жизнь. Это воплощение неприкрытого горя, внезапно постигшего двоих людей, до этого не знавших никаких бед.
Колорит. Экспрессивная манера письма, яркие цветовые пятна и выразительные фигуры с правильными очертаниями и строением тел. Однако, в картине преобладают пастельные цвета. (Голубой, серый, персиковый, красный)
Сандро Боттичелли. Работал подмастерьем в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев. Но он там долго не задержался, и был записан в ученики к художнику Фра Филиппе Липпи.
«Рождение Венеры» Сюжет и композиция. Венера, стоя в раковине, плывет, подгоняемая Зефиром и Хлоридой, а навстречу ей идет Ора, одна из спутниц богини, которая держит покрывало, чтобы окутать ее. Облик Венеры вызывает чувство высшей гармонии. Над головой Венеры едва ли не смыкаются руки персонажей, и кажется, будто ее осеняет арка, которой вторит круглящийся низ раковины. Таким образом, фигура богини замыкается в воображаемый овал. Венера — тот центр, к которому стремится все.
Колорит. Вся картина написана цветами, привлекающими глаз. Преобладают нежные цвета (голубой, светло-желтый, охра, красный, серо-зеленый.
35) «Передвижники». «Бунт четырнадцати». Реализм в творчестве русских художников. Историческая живопись. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».