Необходимо учитывать то, что активные движения в плечевом суставе осуществляются при участии трех компонентов — плечевого сустава, плечевого пояса, туловища. Поэтому ограничение подвижности в нем может зависеть не только от состояния сустава, но и функции всего плечевого пояса, а также от патологии позвоночника и грудной клетки.
Рис. 110. Пальпация субакромиальной сумки.
Указательный или большой палец погружается в ткани плеча у наружного края акромиального отростка. Возникающая болезненность указывает на наличие субакромиального или субдельтовидного бурсита. Обычно это сочетается с синдромом «болезненного отведения» руки.
При исследовании активных движений в плечевом суставе врач должен находиться сначала спереди, а затем сзади от исследуемого. Осмотр спереди позволяет оценить общую амплитуду движений в суставе, а осмотр сзади — весь плечелопаточный ритм, последовательность участия в движении каждого составляющего компонента. Учитываются как объем движений, так и возникающая при этом боль, хруст, пощелкивание.
Пробы для определения активных движений в плечевом суставе:
• сгибание — движение руки вперед и вверх, в норме 180-189° .
• разгибание — движение руки назад и вверх, в норме 85-89° .
• отведение — движение руки в сторону и вверх, в норме 179-184° .
• ротация опущенной руки вниз — супинация (60°) и про нация (36°) .
• наружная ротация при 90° сгибе в локтевом суставе, в норме 60° .
• наружная ротация плеча при закладывании кистей за голову .
• внутренняя ротация плеча при закладывании руки за спину.
У здоровых все движения в плечевом суставе в пределах указанных градусов, свободные, безболезненные, беззвучные. Ограничение объема движений и боль могут указывать на патологию плечевого, акромиально-ключичного, а также грудино-ключичного суставов, периартикулярных тканей (травма, воспаление, дистро- фия, анкилоз, контрактура) или нарушение иннервации мышц плечевого пояса.
Рис. 111. Активное отведение руки. При «синдроме дуги болезненного отведения» боль возникает на уровне 60-120°.
Учитывая частое нарушение движений руки во фронтальной плоскости (отведение и приведение) с формированием таких синдромов, как «синдром дуги болезненного отведения», «симптом падающей руки», «замороженное плечо», особое внимание надо уделить пробе на отведение и приведение руки (рис. 111, 112).
Врач наблюдает за пациентом спереди, а затем сзади. Исследуемому предлагается по команде врача выполнить медленное отведение руки до вертикального положения, а затем медленное полное приведение. Здоровые эту пробу выполняют в полном объеме. В норме при отведении руки от 0° до 90° (до горизонтального уровня), движение осуществляется за счет плечевого сустава без участия лопатки (наблюдение сзади). Далее (примерно на 70°) подъем руки обеспечивается ротацией лопатки, а последние 20° — снова за счет плечевого сустава. В движении руки выше горизонтального уровня участвуют также грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы.
Появление движения лопатки ниже горизонтального уровня отведения руки, боль, ограничение или невозможность отведения, нарушение спокойного ритма приведения руки из верхнего положения [падение руки при попытки ее приведения (рис. 113)], указывают на патологию плечевого сустава и окружающих его тканей — поражение субакромиальной синовиальной сумки, вращающей манжетки, ротационных мышц плеча.
Рис. 112. Схема возникновения «синдрома дуги болезненного отведения». При отведении руки происходит сдавление подакромиальной и поддельтовидной сумок, а также вращающей манжетки под акромионом и головкой плечевой кости. При бурсите и поражении вращающей манжетки отведение сопровождает боль или становится невозможным.
Рис. 113. «Симптом падающей руки». При разрыве сухожилия надостной мышцы активное отведение плеча возможно лишь на 40°, отведение сопровождается значительным подъемом надплечья. Пассивное отведение плеча будет свободным и безболезненным вплоть до вертикального положения. При попытке медленно опустить руку (приведение), она резко падает вниз.
Рис. 114. Тест «закладывание рук за голову». Используется для оценки функции суставов плечевого пояса и частично локтевого сустава, определяются наружная ротация плеча, отведение плеча, движения в акромиальноключичном и грудино-ключичном суставах, сгибание в локтевом суставе. При патологии в любом из перечисленных суставах возникает болезненность, а движения ограничиваются или становятся невозможными.
Значительной информацией обладают пробы на закладывание рук за голову и за спину, они отражают способность выполнить отведение и ротацию (рис. 114, 115). Здоровый их выполняет легко и свободно. Если возникает боль и ограничение объема движений, то это признаки патологии плечевого сустава или вращающей манжетки плеча.
При исследовании пассивных движений в плечевом суставе одна рука врача охватывает сустав сверху, другая, расположенная на нижней трети предплечья, совершает определенные движения плеча — сгибание, разгибание, отведение, приведение, ротацию (рис. 116-119). У здорового человека все движения свободные, безболезненные, в полном объеме, а рука врача, расположенная на плечевом суставе, не ощущает хруста или пощелкивания. Появление этих симптомов, а также ограничение объема движений указывают на патологию (воспаление, травма, дистрофия).
Рис. 115. Исследование внутренней ротации плеча закладыванием руки (рук) за спину. По высоте расположения кисти можно судить о степени ограничения подвижности в плечевом суставе. Тест отражает способность отведения плеча, разгибания в плечевом суставе, а также функцию подлопаточной мышцы и частично локтевого сустава.
Рис. 116. Исследование пассивных движений в плечевом суставе.
Рис. 117. Определение объема пассивного отведения плеча с фиксацией ру кой врача лопатки и ключицы.
Рис. 118. Пассивное отведение плеча. Левая рука врача фиксирует угол лопатки, правая отводит плечо, отмечается момент начала движения лопатки. Преждевременное скольжение лопатки по грудной клетке (ниже 90° отведения) указывает на неблагополучие в плечевом суставе и окружающих его тканях.
Рис. 119. Пассивная наружная ротация плеча.
Это движение выполняется только за счет плечевого сустава.