Причастность
Успех
Потребность в достижении успеха заключается в стремлении человека доводить работу до успешного завершения.
Как правило, люди с ориентацией на успех любят риск и берут ответственность на себя.
Потребность в соучастии – стремление к дружеским отношениям с окружающими. Желание выполнять работу, связанную с активным взаимодействием с коллегами и клиентами.
Не менее знаменитым представителем школы поведенческих наук является Фредери Герцберг.
Фредерик Герцберг во второй половине 1950-х гг. разработал модель мотивации, основанную на потребности.
В этой модели он выделил две большие категории, назвав их гигиенические факторы и мотиваторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотиваторы связана с самим характером и сущностью работы.
По мнению Герцберга, при отсутствии или недостаточной степени гигиенических факторов у человека наступает неудовлетворение собственной работой. Но если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не способны мотивировать человека на что-либо.
Герцберг считал, что работник начинает обращать свое внимание на гигиенические факторы только тогда, когда найдет их реализацию неадекватной или несправедливой.
Гигиенические факторы Герцберга:
· условия работы .
· оплата труда .
· межличностные отношения начальников с подчиненными .
· политика фирмы и администрации .
· степень непосредственного контроля за работой.
Мотиваторы по Герцбергу:
· признание и одобрение результатов работы .
· возможности творческого и делового роста,
· успех (возможность достижения цели) .
· продвижение по службе .
· высокая степень ответственности
Для того чтобы добиться мотивации, руководитель обязан обеспечить наличие мотивирующих факторов. Для эффективного использования данной теории нужно составить список гигиенических и особенно мотивирующих факторов и в то же время дать сотруднику возможность самому определить и указать на то, что он предпочитает, и считаться с его желанием.
Большое внимание уделяли проблемам:
социальной ответственности руководства перед работниками,
развитию у работников стимула к достижению целей организации.