Достоевский Ф.М.: «Но чужая душа потемки, и русская душа потемки . для многих потемки».
Фрейд З.: «Русская душа отважилась сделать вывод, что грех — необходимая ступенька к наслаждению всем блаженством божественной милости, то есть в принципе богоугодное дело».
«Кто же попеременно то грешит, то, раскаиваясь, ставит себе высокие нравственные цели, — того легко упрекнуть в том, что он слишком удобно для себя строит свою жизнь. < ….> . Этим он напоминает варваров эпохи переселения народов, варваров, убивавших и затем каявшихся в этом, — так что покаяние становилось техническим примером, расчищавшим путь к новым убийствам. Так же поступил Иван Грозный . сделка с совестью — характерная русская черта».
Манн Т.: «Свобода — это свобода грешить».
Достоевский Ф.М.: «Нет ничего обольстительнее для человека как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее».
Бердяев Н.А.: «Свобода есть главный источник трагизма жизни… Этот трагизм свободы должен быть принят человеком. Он не имеет права облегчать себя. Легкого решения проблемы свободы не существует».
Контрольные вопросы
1. В чем состояли первоначальные представления Фрейда о русском характере?
2. Каково психоаналитическое видение русской души?
3. Что представляют собой грех и покаяние?
4. Является ли сделка с совестью характерной чертой русского человека?
5. Что можно сказать о русском характере?
Литература
1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. – М., 1999.
2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч.: В 15 т. — Л., 1991. — Т. 9, 10.
3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Архангельск, 1985.
4. Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность — М., 1997.
5. Манн Т. Доктор Фауст. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. — М., 1959.
6. Фрейд З. Будущность одной иллюзии // Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. — М., 1989.
7. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. — М., 1995.
Тема 7 Проблема бессознательного в Русской мысли
Стереотипы в истории науки. Западноевропейская ориентация на проблему бессознательного. Психоаналитические догмы. Переосмысление истории развития идей о бессознательном.
А.И. Радищев о «чувственном» и «разумном» опыте. Идея бессознательной деятельности человека в русской философской и естественнонаучной мысли XVIII в.
Проблема бессознательного в работах П.Л. Лаврова. Понятие идеализации. Роль бессознательного в художественном творчестве.
К.Д. Ушинский о внесознательных душевных явлениях. Проблема забывания. Педагогическая антропология.
Проблематика бессознательного в трудах К.Д. Кавелина и И.И. Сеченова. Картезианский тезис о тождестве психического и сознательного.
Представления о бессознательном в трудахН.Я. Грота и В.Х. Кандинского, М.И. Владиславлева и М.М. Троицкого.
С.Н. Трубецкой о значении бессознательного в душевной жизни человека. Обсуждение проблематики бессознательного в журнале «Вопросы философии и психологии» на рубеже XIX-XX вв.
И.Ф. Федоров о человеке как «бессознательном произведении» разнообразных пороков. Зло как проявление бессознательного. Благо как переход к разумности.