Структура процесса в разрезе основных логистических операций, выполняемых при реализации этого процесса, представлена на рис. 8.
В перечне логистических операций можно выделить три блока:
1) по формированию запасов на складе (выполняются службой закупок) .
2) по хранению поступивших товаров .
3) по комплектованию заказов обслуживаемой складом клиентуры (производятся службой продаж).
Рассмотрим содержание и условия осуществления этих операций в соответствии с требованием минимальности затрачиваемых средств и времени.
Первый блок операций служба закупок выполняет, обеспечивая склад товарами согласно их возможностям переработки и стремясь максимально удовлетворить заказы потребителей. Она должна согласовывать свою деятельность со службой продаж, добиваться ритмичности переработки грузопотоков и выполнения таких условий, как максимальное использование склада, соблюдение правил хранения, выдерживание оптимальных размеров и сроков хранения запасов при одновременном ускорении оборота товаров.
Рис. 8. Логистические операции в технологическом процессе работы склада
Второй блок операций — самый объемный. Он начинается с разгрузки и приемки товара, сопровождаемых контролем документального и физического соответствия прибывшего груза заказу в качественном и количественном отношении. Груз оформляется через информационную систему. На поддонах или других товароносителях (кассетах, ящиках) происходит формирование грузовых единиц.
Крупные многономенклатурные склады разделяют площадь и процесс приемки на две части: а) участок количественной приемки прибывших и выгруженных в нерабочее время грузов и их кратковременного хранения — приемочная экспедиция (может размещаться в отдельном помещении или части склада) . б) участок качественной и количественной приемки для дальнейшего хранения в основном помещении склада.
Третий блок. Аналогично производится деление площади под операции отправки: а) формирование грузовых единиц (комплектование товаров в соответствии с заказанным покупателями ассортиментом и их кратковременное пребывание в зоне основного хранения — на участке комплектования) . б) передача грузовых единиц в отправочную экспедицию для погрузки на транспортные средства.
Внутрискладская транспортировка должна производиться за минимальное время, по кратчайшему пути перемещения товаров, с минимальным количеством перевалок. Операциям складирования и хранения предшествует выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования для хранения материалов с учетом их специфики. Складское оборудование должно обеспечивать максимальное использование площади и объема склада.
7.12. Выбор системы складирования и хранения, составляющей основу рентабельной работы склада, — это выбор:
• вида и параметров грузовой единицы .
• способа складирования (в штабелях на полу, на стеллажах различной конструкции, по принципу конвейерного складирования) .
• вида складской техники (транспортеры, погрузчики, краны — штабелеры) .
• формы управления перемещением грузов (вручную, в дистанционном режиме, с помощью ЭВМ) .
• способа обработки информации (вручную, в режиме реального времени, непосредственно с компьютера) .
• здания для складирования (одноэтажное, высотное, со стеллажно — несущей конструкцией).
Комплектация заказов клиентов начинается с отбора товаров согласно заказу, затем они упаковываются в инвентарную тару для перемещения в отправочную экспедицию. Здесь партии товаров комплектуются для централизованной или децентрализованной доставки одним транспортным средством одному или нескольким покупателям.
Эффективность технологического процесса на складе оценивается по объему выполненных работ, их интенсивности, полноте использования складских помещений, показателям эксплуатации машин и механизмов, себестоимости складской переработки, сроку окупаемости нового оборудования.
Показатели объема выполненных работ:
• складской товарооборот — количество реализованной (отправленной) продукции в рублях .
• складской грузооборот — количество отгруженных за определенное время тонн продукции (характеризует физическую трудоемкость работ на складе).
ФИНАНСОВАЯ ЛОГИСТИКА
• Содержание финансовой логистики
• Функции и принципы финансовой логистики
• Стратегические и тактические задачи финансовой логистики
• Финансовые ресурсы предприятия как основной инструмент финансовой логистики
• Рационализация финансовых потоков в логистической системе
• Управление денежными потоками в логистической системе
• Логистические издержки: их оценка и планирование
1. Содержание финансовой логистики
В рыночной экономике деятельность субъектов хозяйствования во многом зависит от непрерывного движения и эффективного использования финансовых потоков. Финансовые потоки тесно связаны с продажей товаров и услуг, инвестициями, поставками материальных ценностей и оборудования, банками, фондовыми биржами, страховыми компаниями, технологическими процессами и др. Схемы финансовых потоков в обязательном порядке разрабатываются во всех зарубежных корпорациях и банках.
В деловой международной практике под финансовой логистикой понимается оптимизация финансового механизма компании, координирование финансовых потоков и операций, обеспечение их упорядоченности и точной «балансировки».
Важная особенность финансовой логистики состоит в необходимости рассматривать финансовые потоки во взаимосвязи с производством, транспортом, снабжением, сбытом и другими хозяйственными функциями предприятия. Особое значение логистика имеет для холдингов и финансово-промышленных групп, т.е. объединений, имеющих в своем составе дочерние фирмы и филиалы. В этом случае целесообразно создание логистических систем, охватывающих деятельность всего холдинга, корпорации в целом. Именно по этому пути идет зарубежная практика в области управления крупными хозяйственными комплексами.
В условиях рыночной экономики (как еще формирующейся, так и стабильно развивающейся) повышение эффективности движения товарных потоков достигается главным образом за счет улучшения их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обусловливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных ценностей.
При подготовке и организации логистических процессов необходимо помимо планирования материальных потоков просчитать и продумать схемы движения финансовых потоков. Так, в международной практике выбор условий поставки CIF или FOB влияет на распределение затрат на фрахт и страховку между покупателем и поставщиком груза. При транспортировке потери, связанные с порчей груза, несет либо перевозчик, либо поставщик — в зависимости от договорных условий, фактических характеристик груза, данных товарораспорядительных документов. Изменение параметров системы складирования влияет на сохранность и качество товара, а следовательно, на его стоимость. Сбыт товара собственными силами, при помощи торговых агентов, комиссионеров или консигнаторов требует различных расходов, обеспечивает разный оборот товара и длительность финансового цикла. Таким образом, финансовая логистика представляет собой систему управления (включая планирование и контроль) финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков.
Управление финансовыми и материальными потоками осуществляется при поддержке информационных технологий и систем. Функцией информационных потоков в логистических системах является обеспечение коммуникационного взаимодействия участников логистических отношений. Финансовая логистика использует многочисленные показатели информационных потоков, например, ожидаемые сроки и объемы поставок, время отгрузки, способы платежа и др. Помимо информации, имеющей непосредственное отношение к товарным потокам, поступают сведения о внешней среде: данные о конъюнктуре рынков, общем объеме продаж данного сегмента, рыночном спросе на готовую продукцию, ценовых изменениях, стратегии возможных конкурентов и др. Информационные потоки в логистической системе определяются конкретными потребностями финансового менеджмента при выполнении отдельных функций планирования, регулирования, анализа и контроля.
Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время наименее изученной областью логистики: часть вопросов, касающихся его содержания, вообще не рассматривается в специальной литературе, по другой части вопросов существуют разные точки зрения. Различия наблюдаются уже при определении сущности финансовых потоков. Можно выделить два основных подхода к изучению данной проблемы. Под финансовым потоком понимается: а) любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде . б) движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.
Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Однако практика показала, что наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами. Это обусловило появление новой экономической категории — логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживать процесс перемещения в пространстве и во времени соответствую щего потока товарно-материальных ценностей.
Таким образом, под финансовым потоком в логистике следует понимать направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.
В данной формулировке следует выделить три момента:
1)логистический финансовый поток — это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение .
2)направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечивать перемещение соответствующего товарного потока .
3)движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.
С целью маневрирования финансовыми потоками используются заключение различных видов контрактов, подписание договоров (купли-продажи, комиссии, мены), внутрикорпорационный обмен с использованием трансфертных цен и др. Это способствует регулированию внутрифирменного оборота, перераспределению затрат и издержек, управлению бюджетами подразделений.
Финансовые потоки связывают любые звенья логистической системы, вступившие в долгосрочные коммерческие отношения. Планирование финансовых потоков позволяет распределять издержки между подконтрольными хозяйствующими субъектами, обеспечивая сокращение облагаемой налогом прибыли и других видов потерь. Достижение наибольшей выгоды от потокового финансового планирования подразумевает повышение эффективности управления предприятиями, улучшение оперативного и финансового планирования.
11.2. Функции и принципы финансовой логистики
Финансовая логистика представляет собой часть финансового менеджмента и проявляется в таких выполняемых им функциях, как воспроизводственная, распределительная и контрольная.
Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность товарно-материальных и финансовых ресурсов при минимизации производственных затрат по всей логистической цепи.
Формами проявления воспроизводственной функции являются эффективность использования основных фондов и оборотных средств, прибыльность и ликвидность, обоснованность привлечения инвестиций и кредитов участниками логистического процесса. Условие ликвидности предполагает обеспеченность инвестиционных проектов денежными средствами, которые необходимы для повышения эффективности логистической системы.
Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных средств, поддержании их эффективной структуры в логистической системе. С ее помощью осуществляются:
• распределение выручки от реализации товаров (после уплаты косвенных налогов) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда и доход, выступающий в форме прибыли .
• перераспределение прибыли на платежи в бюджет (налог на прибыль, недвижимость, местные налоги) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия после налогообложения на производственное и социальное развитие .
• направление прибыли, оставляемой в распоряжении организации, в фонды потребления, накопления, резервный и на другие цели согласно ее финансовому плану (бюджету).
Распределительная функция предусматривает также решение задач, связанных с рационализацией имеющихся и привлеченных ресурсов, сокращением потерь от привлечения сторонних источников, повышением ликвидности и оборачиваемости финансовых и материальных активов.
Важное значение имеют такие составляющие, как арендные, лизинговые платежи, страховые взносы. Увеличивая или уменьшая расходы по этим элементам, можно выйти на заданные пропорции фонда возмещения и прибыли как объекта дальнейшего распределения финансовых потоков. От величины прибыли, политики ее формирования и распределения зависит общая концепция применения и развития финансовой логистики на предприятии.
Контрольная функция предполагает контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных потоков в логистической системе, за состоянием, определяемым характеристиками ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости звеньев логистической системы от внешних источников финансирования. На стадии контроля проводится мониторинг конъюнктуры финансовых потоков, оцениваются изменения стоимости и риск недополучения финансирования, выявляются возможные проблемы в привлечении ресурсов.
Контроль осуществляется двумя способами: а) за изменением финансовых показателей и состоянием платежей и расчетов . б) за реализацией стратегии финансирования. Контрольная функция может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отображать результаты распределения денежных потоков и воспроизводственных процессов.
Управление финансовыми потоками базируется на принципах плановости и системности, целевой направленности, дивер-сифицированности, стратегической ориентированности.
Плановость и системность — принцип, следование которому — условие сбалансированности материальных и финансовых потоков. Финансовая логистика в данном случае имеет внутреннюю ориентацию. Такие элементы, как самоокупаемость, самофинансирование, материальная и имущественная ответственность, материальная заинтересованность, рассматриваются как универсальный способ урегулирования деятельности звеньев логистической системы и элементов логистической цепи.
Принцип целевой направленности требует, чтобы в организации управления финансовыми потоками учитывались цели каждого участника логистического процесса, в частности: соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат, надежность источников финансирования и обеспечение логистического процесса финансовыми ресурсами, доходность при размещении денежных средств.
Принцип стратегической ориентированности выражается в том, что достижение целей, к которым стремятся участники логистического процесса, обусловлено стратегией развития. Задача состоит в отрицании тех вариантов принятия решений, которые могут противоречить основным целям. Финансовое управление в данной ситуации заключается в выявлении пределов, до которых способно расширяться производство, прогнозировании инновационных вариантов развития, выборе новых направлений финансирования. Без этого невозможны устойчивое положение на рынке и развитие логистической системы.
Принцип диверсифицированности предполагает многопро-фильность в работе, сочетание различных комбинаций выпускаемых товаров, форм оплаты и видов деятельности. Только такие условия обеспечивают получение стабильных доходов и рост рентабельности, снижают риск банкротства и повышают конкурентоспособность логистической системы.
11.3. Стратегические и тактические задачи финансовой логистики
Управление финансовыми потоками выражается в целенаправленном использовании финансов для достижения стратегических и тактических задач функционирования логистической системы.
Финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач участников логистического процесса. В ходе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансовых отношений с государством и партнерами. С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.
Содержание финансовой логистики многогранно, оно связано с реализацией сложных стратегических и тактических задач. К числу стратегических задач можно отнести:
• разработку концепции управления финансовыми потоками логистической системы .
• определение основных направлений формирования и использования финансовых ресурсов на перспективу, имея в виду развитие производственной и коммерческой деятельности, а также состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетную ставку банковского процента, нормы амортизационных отчислений и др.) .
• проведение финансового анализа и контроля, выбор способов финансирования участников логистической системы, оценку инвестиционных проектов .
• использование рыночных механизмов привлечения капитала .
• достижение финансовой открытости собственников (акционеров, учредителей), инвесторов и кредиторов .
• управление издержками, реализацией продукции и прибылью .
• разработку и реализацию ценовой политики участников логистического процесса.
Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует еще получение прогнозируемого эффекта. Многое зависит от влияния внешних факторов — состояния финансового рынка, налоговой и денежно-кредитной политики государства.
В стратегическом отношении финансовая логистика тесно связана с финансовым планированием, касающимся основных параметров деятельности звеньев логистической системы — объема и себестоимости продаж, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности.
Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития логистической системы и заключается в своевременном изменении способов организации финансовых связей, внесении корректив в финансовые графики приобретения материалов и сырья, минимизации производственных затрат, перераспределении денежных и финансовых потоков в логистической цепи.
Тактическими задачами финансовой логистики являются:
• оценка финансовых возможностей при определении стратегических целей .
• распределение и оценка эффективности движения денежных потоков по сферам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая) исходя из стратегии производства и продаж .
• определение дополнительных потребностей в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, эмиссия собственных акций, финансовый лизинг и др.) .
• моделирование максимально эффективного движения денежных потоков от источников финансирования к исполнителям проектов .
• оценка надежности источников финансирования и обеспечение участников логистической цепи финансовыми ресурсами.
Единство стратегического и тактического управления финансовыми потоками отражается на решении задач финансовой логистики, которыми являются:
• положительные финансовые результаты деятельности .
• максимизация прибыли, доходов и поступлений .
• оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости звеньев логистической системы .
• сохранение компании, стабилизация ее финансового состояния .
• максимизация рыночной стоимости компании (ее имущества).
Максимизация прибыли, или общего объема доходов и поступлений, является следствием эффективной политики хозяйствования, стратегии, направленной на развитие производства, расширение рынков сбыта товаров и услуг.
Достижение положительных финансовых результатов, соответствующих удовлетворительному в логистическом отношении уровню, — свидетельство оптимального хозяйствования, умения проявлять осторожность в своих действиях. В рамках данной стратегии компании могут соглашаться даже на невысокий уровень рентабельности производства.
Принятие в качестве главной цели стабилизации финансового положения, как правило, обусловлено трудными условиями хозяйствования предприятий. Компания избирает тактику выживания, маневрирования ресурсами лишь в крайних случаях, допуская незначительный уровень риска.
4. Финансовые ресурсы предприятия как основной инструмент финансовой логистики
Стержнем финансовой деятельности, сопряженной с логистическим процессом, является движение денежных средств в потоках поступлений и выплат. При этом прослеживаются четыре функциональных направления (рис. 1):
1) привлечение капитала, т.е. финансирование .
2) вложение капитала, или инвестирование .
3) возвращение капитала, получение определенных финансовых результатов в виде прибыли или убытка .
4) дефинансирование, т.е. распределение и использование финансовых ресурсов.
Рис.1. Движение финансовых потоков
Финансирование как первый этап движения финансового потока означает привлечение капитала в виде денег, материальных ценностей с целью обеспечения кругооборота капитала, простого и расширенного воспроизводства.
Финансовые ресурсы формируются у предприятий за счет различных видов доходов и поступлений, а расходуются на производственное, научно-техническое и социальное развитие, образование резервов, платежи в бюджетную систему государства и на другие цели.
Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой стоимости на готовый продукт, но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукт труда в натуральной форме.
Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от реализации товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонд возмещения, оплаты труда, прибыль).
Участники логистического процесса могут иметь разные формы финансирования в зависимости от цели финансирования, источника средств и их организационно-правового статуса (рис.2).
В зависимости от источника средств различают внутреннее и внешнее финансирование.
Внутреннее финансирование — это использование собственных средств, прежде всего чистой прибыли, и амортизационных отчислений. В случае активного самофинансирования валовой прибыли должно быть достаточно для уплаты налогов в бюджетную систему и процентов за кредит, расширения основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных программ.
Внешнее финансирование — это использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Финансирование за счет заемного капитала предполагает предоставление денежных средств на условиях возвратности и платности. Заемный капитал выступает в двух формах: долго- и краткосрочных финансовых обязательств участников логистического процесса.
Долгосрочные финансовые обязательства — это все виды привлеченных заемных средств со сроком использования более одного года. Среди них можно назвать: долгосрочные кредиты банков, долгосрочные заемные средства в виде задолженности по предоставленному налоговому кредиту . финансовую помощь, оказанную на возвратной основе . просроченную задолженность по полученным долгосрочным кредитам и займам.
Краткосрочные финансовые обязательства включают все формы привлеченного заемного капитала со сроком использования менее одного года: краткосрочные кредиты банков, краткосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок . кредиторская задолженность по товарам, работам, выданным векселям, полученным авансам . расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Предоставление кредита предполагает дополнительные затраты на его погашение и уплату процентов, а также понижение налогооблагаемой прибыли за счет включения в издержки производства и обращения суммы процентов за кредит.
Рис.2. Финансовые ресурсы логистической системы
Финансовая структура капитала — это соотношение собственного и заемного капитала, используемого звеньями логистической системы в процессе хозяйственной деятельности. Ее характер существенным образом влияет на уровень рентабельности собственного капитала, финансовую устойчивость, платежеспособность, величину финансовых рисков.
В связи с этим процесс формирования структуры финансовых ресурсов должен быть подчинен фирменной политике, являющейся частью ее финансовой стратегии и заключающейся в обеспечении такого сочетания собственных и заемных средств, которое оптимизировало бы соотношение приемлемого риска финансовой устойчивости и высокой рентабельности собственных финансовых ресурсов.
Собственные и заемные финансовые ресурсы имеют определенные преимущества и недостатки.
К достоинствам собственных средств относятся высокая норма прибыли на вложенный капитал (в данном случае не требуется уплата процента за кредит), финансовая устойчивость и снижение риска банкротства компании. Недостатками использования собственного капитала являются ограничения в отношении объема привлечения средств и расширения хозяйственной деятельности.
Заемные средства отличаются более широкими возможностями привлечения капитала, они создают предпосылки для увеличения финансового потенциала предприятия, когда возникает необходимость в наращивании объемов хозяйственной деятельности. Отрицательные черты заемных средств проявляются в сложности привлечения последних, поскольку получение кредита требует согласия других участников логистического процесса, гарантий или залога. Кроме того, возрастают издержки финансирования в виде процентов за кредит, комиссионных платежей, дивидендов.
Экономический результат формирования финансовых ресурсов характеризует соотношение собственных и заемных средств. Доля собственных средств выражается коэффициентом самофинансирования (Ксф), который равен:
где Фс ̶ собственные средства в форме чистой прибыли и амортизационных отчислений .
Фр ̶ общий объем финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных), которыми располагает предприятие.
Рекомендуемое значение данного коэффициента — не более 0,5, или 50 %. Высокий удельный вес заемных средств (более 50 %) усложняет финансовую деятельность, поскольку предполагает дополнительные выплаты кредиторам и инвесторам в форме процентов, дивидендов, комиссионного вознаграждения, что грозит неликвидностью баланса. Финансистам приходится каждый раз определять выгодность вовлечения в оборот внешних заимствований. Наличие финансовых ресурсов в достаточных размерах предопределяет эффективность логистического процесса, т.е. финансовую независимость и платежеспособность его участников в любой период времени.
Для политики формирования структуры финансовых ресурсов организации важны следующие факторы:
• стабильность реализации продукции: чем выше ее степень, тем безопаснее использование заемного капитала .
• уровень развития логистической системы: растущая компания, имеющая конкурентоспособную продукцию, может привлекать для финансирования большую долю заемных средств .
• условия налогообложения: в компаниях с высоким уровнем налогообложения прибыли использование заемных средств более эффективно, так как выплата процентов за кредит снижает размер балансовой прибыли .
• конъюнктура финансового рынка: от ее состояния зависит стоимость заемного капитала и, соответственно, эффективность его привлечения.
5. Рационализация финансовых потоков в логистической системе
Логистические финансовые потоки неоднородны. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления ими обусловливает необходимость проведения их классификации, в частности, по следующим признакам: отношению к логистической системе . направлению движения . назначению . способу переноса авансированной стоимости . форме расчета . виду хозяйственных связей.
• По отношению к конкретной логистической системе различают:
• внешние финансовые потоки, которые протекают во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы .
• внутренние финансовые потоки, которые существуют внутри логистической системы и видоизменяются за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций.
В свою очередь внешние логистические финансовые потоки в зависимости от направления движения подразделяются на входящие, т.е. поступающие в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды, и выходящие, т.е. начинающие движение из рассматриваемой логистической системы и далее существующие во внешней среде.
• По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на группы, соответствующие обслуживаемым ими процессам:
• инвестиционные .
• формирования материальных затрат в связи с производственной деятельностью организации .
• продажи товаров .
• закупки товаров.
• По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются следующим образом:
• сопутствующие движению основных фондов предприятия (инвестиционные и связанные с формированием материальных затрат) .
• обусловленные движением оборотных средств предприятия (все остальные группы финансовых потоков, выделяемые при классификации по назначению).
• В зависимости от применяемых форм расчетов различают две большие группы финансовых потоков:
• денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств и подразделяющиеся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой .
•информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств и подразделяющиеся на потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.
♦ По видам хозяйственных связей различают горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые — между дочерними и материнскими коммерческими организациями логистической системы.
Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.
Если предприятие-продавец на основании договора купли-продажи поставляет предприятию-покупателю приобретенную им продукцию, перемещение которой и образует товарный поток. Предприятие-покупатель, соблюдая установленную договором форму расчетов, производит оплату поставки этой продукции и перечисляет денежные средства предприятию-продавцу, которые в свою очередь образуют финансовый поток. На рис.3 отражена характерная для данного примера схема движения товарного и финансового потоков.
Рис.3. Движение товарного и финансового потоков
Товарный и финансовый потоки имеют диаметрально противоположную направленность, однако прямолинейность последнего возможна лишь в условиях оплаты поставки продукции наличными деньгами. Необходимо подчеркнуть, что в приведенном примере финансовый поток является «вторичным», или «зависимым», по отношению к товарному потоку, он способствует эффективному прохождению потоком товарно-материальных ценностей пути от предприятия-продавца к предприятию-покупателю.
При использовании какой-либо формы безналичных расчетов схема движения финансового потока между продавцом и покупателем товаров претерпевает определенные изменения (рис.4).
Анализ рис. 11.4 показывает, что при организации безналичных расчетов поток информации о движении платежных документов имеет одинаковую направленность с товарным потоком и общий источник возникновения . в то же время финансовый поток осуществляется между банками предприятия-покупателя и предприятия-продавца и имеет обратную направленность по отношению к товарному потоку. Выбор формы безналичного платежа определяется требованием эффективности, которая зависит от конкретных условий.
Рис.4. Движение товарного, информационного и финансового потоков в логистической системе при осуществлении безналичных расчетов:
— движение продукции (товарный поток)
— движение платежных документов (информационный поток)
— движение денег (финансовый поток)
Так, при расчетах между продавцами и покупателями, находящимися в разных городах, рекомендуется использовать инкассо или аккредитив, а в одном городе — расчетные чеки или платежные поручения. При этом инкассо (платеж в банке покупателя) является наиболее естественной формой безналичных иногородних расчетов, а аккредитив (платеж в банке продавца) применяется как экономическая санкция и выражает недоверие к покупателю.
Общая схема движения товарного, информационного и финансового потоков, представленная на рис.4, отражает синхронность начала всех потоковых процессов. Однако каждая конкретная форма безналичных расчетов предусматривает свою очередность движения продукции, платежных документов и денег. Кроме того, большое влияние на величину, источник возникновения и время начала движения финансового потока оказывают предусмотренные в договоре купли-продажи дополнительные условия платежа. К их числу относятся и условия предоставления различных видов ценовых скидок покупателям товаров. Анализ коммерческой деятельности организаций как в Республике Беларусь, так и за рубежом показывает, что число используемых скидок достаточно велико (до 20 разновидностей), а их размеры зависят главным образом от специфики выполняемых операций, условий поставки товаров и платежа, характера взаимоотношений продавца и покупателя. Необходимо отметить, что любая скидка экономически целесообразна только в том случае, если она выгодна всем участникам логистической цепи.
Многообразие форм и направлений развития современного финансового рынка, а также специфика механизма его функционирования в условиях рыночных отношений обусловливают возможность широкого использования ценных бумаг и производных финансовых инструментов при финансовом обслуживании движения товарных потоков. Эффективное применение инструментов фондового рынка помимо оптимизации финансовых потоков позволяет значительно улучшить показатели хозяйственной деятельности всех участников логистической цепи — как предприятий-продавцов, так и предприятий-покупателей. В первую очередь это касается снижения издержек и увеличения чистой прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов, путем минимизации налоговых платежей. Для их уменьшения в настоящее время могут быть использованы возможности отдельных видов ценных государственных бумаг, выпуск и обращение векселей различных эмитентов.
Как правило, предприятия-покупатели при финансовом обеспечении сделок купли-продажи используют денежные средства, аккумулированные на их расчетных счетах в коммерческих банках. Однако более эффективной для них может быть следующая схема: предприятие-покупатель направляет имеющиеся у него денежные средства на приобретение ценных бумаг, для которых предусмотрено льготное налогообложение (например, государственных или муниципальных облигаций), а для закупки необходимых товаров берет кредит в коммерческом банке. В этом случае проценты по кредиту в пределах ставки, установленной законодательством, учитываются в составе затрат на производство и обращение товаров (соответственно уменьшая налогооблагаемую прибыль предприятия), а доход, полученный по приобретенным ценным бумагам, подлежит отдельному учету и льготному налогообложению.
Для эффективного применения предлагаемой схемы предприятия-покупатели должны учитывать большое число дополнительных факторов, в частности: стоимость и срок возврата кредита, размер комиссионных коммерческого банка при покупке государственных или муниципальных облигаций, сроки перечисления денежных средств, закономерности функционирования рынка ценных бумаг. К анализу всех факторов целесообразно привлекать специалистов, работающих на фондовом рынке, досконально изучивших его и способных предсказывать изменения конъюнктуры. Опыт показывает, что в большинстве случаев вышеприведенная схема дает положительный результат при финансовых операциях, осуществляемых в пределах 30 дней.
Примерная схема движения товарного и финансового потоков в условиях использования предприятием-покупателем государственных и ценных муниципальных бумаг для повышения эффективности закупочных операций представлена на рис. 5. Для упрощения схемы потоковых процессов мы исходили из предположения о том, что коммерческий банк, в котором у предприятия-покупателя открыт расчетный счет, является для него одновременно и банком-кредитором (при получении ссуды), и банком-дилером (при покупке ценных бумаг).
Рис. 5. Движение товарного и финансового потоков при минимизации налоговых платежей предприятием-покупателем:
– движение продукции (товарный поток)
– движение денег для оплаты продукции (финансовый поток)
– движение денег, используемых для покупки ценных бумаг (финансовый поток № 2)
– движение ценных бумаг (поток товарно-нематериальных ценностей)
Анализ рис.5 показывает, что логистический финансовый поток (т.е. финансовый поток, обусловленный движением основного товарного потока — потока товарно-материальных ценностей) по источникам образования является заемным, поскольку формируется за счет кредитных ресурсов коммерческого банка. В то же время собственные денежные средства предприятие-покупатель использует для приобретения государственных или муниципальных ценных бумаг, что образует финансовый поток № 2, сопутствующий логистическому финансовому потоку. В свою очередь движение ценных бумаг вызывает появление нового товарного потока — потока товарно-нематериальных ценностей, поскольку ценные бумаги также являются товаром. Следует отметить, что оптимизировать движение вышеназванных товарных потоков можно как каждого в отдельности, так и обоих вместе. Однако только во втором случае использование логистического подхода к управлению потоковыми процессами принесет наибольший экономический эффект для конкретного предприятия.
Для минимизации налоговых платежей в хозяйственной деятельности предприятий кроме государственных и муниципальных ценных бумаг могут применяться процентные и дисконтные векселя, обращение которых значительно изменяет схему движения финансовых потоков. Так, например, при использовании во взаиморасчетах простого процентного векселя сумма платежа за поставку товаров разбивается на две части — номинал векселя и проценты по векселю, что позволяет снизить стоимость товаров и уменьшить величину оборотных налогов. Для предприятия-покупателя, выписавшего простой процентный вексель предприятию-продавцу, номинал векселя будет отражать стоимость купленных товаров, а проценты по нему — плату за отсрочку платежа, которая полностью учитывается в составе издержек производства и обращения. Для продавца, получившего такой вексель за свои товары, налогом на добавленную стоимость и другими налогами с оборота облагается только номинал векселя, а проценты по нему считаются доходом по ценным бумагам. В случае применения простого процентного векселя движение товарного и финансового потоков может подчиняться схеме, отраженной на рис. 6.
Рис. 6. Потоковые процессы при использовании простого векселя:
̶ движение продукции (товарный поток)
̶ покупатель выдает вексель продавцу
̶ продавец предъявляет вексель к оплате в установленный срок
̶ покупатель оплачивает поставленный товар («гасит» вексель)
На развитом рынке ценных бумаг широко используются переводные дисконтные векселя различных эмитентов, как правило, способствующие улучшению взаиморасчетов при организации поставок продукции. Приобретение переводного векселя по цене ниже номинальной стоимости дает экономию при расчетах с предприятием-векселедателем за его товары и услуги. Кроме того, предприятия, имеющие задолженность перед векселедателем, охотно принимают его векселя от третьих лиц (в качестве оплаты за поставки своих товаров) и используют их для погашения долга. Однако с появлением переводного векселя механизм финансового обслуживания логистического товарного потока еще более усложняется.
Построение и исследование логистических финансовых потоков имеет большое значение, так как на практике очень часто наблюдается несовпадение в движении материальных и финансовых потоков. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит к покупателю гораздо раньше, чем сам товар. Процесс купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван во времени от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения во времени исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за несовпадения потоков, осложняют принятие эффективных логистических решений, требуют постоянного внимания персонала.
Предположим, что заказ покупателя на товар поступает продавцу через торгового (информационного) посредника, а расчеты фирмы-производителя за услуги логистических посредников и оплата товара производятся через банк. Тогда по информационным и финансовым потокам логистическая структура приобретает вид, представленный на рис.7
.
Рис.7. Взаимодействие звеньев логистической системы по информационным и финансовым потокам:
ЗЛС1, ЗЛР2,…,ЗЛС5 — звенья логистической системы .
R1, R2,…,R7 ̶ информационные потоки .
С1, С2, …, С5 ̶ финансовые потоки
̶ информационные потоки
̶ финансовые потоки
Получившая в последнее время широкое распространение практика использования различных видов ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцами и покупателями товаров, с одной стороны, значительно усложнила механизм финансового обслуживания товарных потоков, с другой — повысила его эффективность. По мнению некоторых специалистов в области логистики и финансового планирования, при соблюдении определенных условий схемы взаиморасчетов с использованием ценных бумаг позволяют экономить от 10 до 30 % суммы платежа за поставку товаров. Кроме того, необходимо учитывать, что конкретный механизм финансового обслуживания товарных потоков зависит и от характера хозяйственных связей — прямого (непосредственно между продавцом и покупателем продукции) или опосредованного (с участием коммерческих посредников). Специфика опосредованных хозяйственных связей, определяемая наличием в логистической цепи коммерческих посредников, обусловливает особенности применения логистического инструментария в сфере оказания посреднических услуг по организации и обслуживанию движения продукции от производителей к потребителям.
В процессе планирования и управления финансовыми потоками важно умело применять организационные, правовые и административные инструменты, чтобы оперативно задавать нужное направление. Организации обычно имеют арсенал, позволяющий маневрировать ресурсами, осуществлять налоговое планирование и сокращать различные финансовые потери.
6. Управление денежными потоками в логистической системе
Специфика трансформационного периода диктует участникам логистической системы необходимость использовать эффективную модель управления денежными средствами, способную обеспечить непрерывность денежных потоков, придать им ускорение и поддающуюся регулированию. Денежные средства участвуют во всех хозяйственных операциях, и управление ими является одним из важных элементов функционирования всей логистической системы. В связи с этим управление денежными средствами можно рассматривать как процесс принятия решений, обеспечивающий эффективное функционирование логистической системы.
В рыночной экономике главной целью управления денежными средствами является оптимизация их объема на текущем счете и максимизация эффекта от их использования. Первостепенное значение имеют проблемы своевременного регулирования текущих обязательств, ускорения оборота денег и синхронизации доходов и расходов в текущем периоде.
Максимизация эффекта использования денежных средств предполагает принятие решений, касающихся определения такого объема денежных средств на предприятии, который позволял бы выполнять текущие обязательства и одновременно получать дополнительные доходы. Следует учитывать возможные потери при нерациональном использовании денежных средств, а также риск необеспеченности денежными ресурсами в установленном периоде.
Каждая организация должна иметь оптимальное количество денежных средств, обеспечивающее ее непрерывное функционирование. Денежные потоки связаны с финансово-хозяйственной деятельностью, и эффективное управление денежными средствами требует определения величины риска каждой финансовой операции. Для снижения степени риска необходимо предусматривать возможность многовариантного использования денежных средств и выбирать наилучшие направления с точки зрения их влияния на финансовый результат.
Оптимизация объема денежных средств связана с реализацией ряда направлений (рис.8).
Рис.8. Направления оптимизации объема денежных средств
Поступление денежных средств в полном объеме обеспечивается на основе планов реализации продукции и других мер. Контроль за своевременностью этого процесса должен осуществляться с помощью краткосрочных прогнозов, уточняемых в соответствии с конъюнктурой рынка, изменениями других хозяйственных параметров. Денежные средства, получаемые от реализации, направляются на покупку сырья, материалов, создание запасов, тем самым деньги становятся обязательным условием деятельности организации. Рациональное использование денежных средств позволяет улучшить финансовую ситуацию субъекта. Сокращение периода оборота денежных средств способствует их скорейшему инвестированию. В свою очередь длительность оборота денежных средств зависит от ряда факторов (рис.9)
Рис.9. Основные факторы, влияющие на длительность оборота денежных средств
Важное значение имеет обоснование всех видов платежей, которые должны обеспечивать нормальное функционирование организации. На современном этапе особая роль принадлежит принципу эффективности каждой операции, связанной с расходованием денег. Кроме точности определения направлений использования денежных ресурсов не менее значима целесообразность решений по их реализации с учетом достигаемого экономического эффекта. Последний зависит от способа финансирования предполагаемых работ, видов сырья, условий поставок, цен, что обеспечивается выбором наиболее рациональных решений.
Поступления и расходы должны балансироваться не только по объемам. Для сохранения платежеспособности важна синхронизация денежных потоков на протяжении всего хозяйственного оборота. Недостаток денег даже в течение короткого периода ведет к увеличению затрат и ухудшению финансового состояния. В то же время излишек свободных денег может быть использован для расширения объема денежных поступлений.
Планирование движения денежных средств связано с необходимостью считаться с изменениями конъюнктуры, потребностей и реальных возможностей рынка. В переходный период перспективное финансовое планирование движения денежных средств в основном охватывает инвестиционные проекты, обосновывает финансовое обеспечение развития производства и его модернизации.
Действенность системы управления денежными ресурсами зависит от постоянной разработки денежных потоков, контроля за их расходованием и оценки последствий, а также рационального маневрирования всеми ресурсами. Повышение эффективности системы достигается усилением материальной заинтересованности всех участников логистической цепи в ускорении оборота денежных средств и наращивании собственного капитала.
Умелое маневрирование потоками денежных средств во многих случаях позволяет сократить разрывы между доходами и расходами, сглаживает отрицательные последствия этих явлений и ускоряет оборот денежных средств. Оно предполагает:
а) реализацию продуманных финансовых решений, способных устранить нарушения и обойти препятствия, с которыми связаны задержки поступлений .
б) рациональное использование денежных средств.
В качестве эффективных маневров могут предприниматься перемещение некоторых расходов на другое время, изменение направлений поставок, привлечение заемных средств, отсрочка некоторых обязательств.
7. Логистические издержки: их оценка и планирование
Оценка и планирование эффективности логистической системы предполагают обоснование и учет логистических издержек.
Логистические издержки составляют 20—30 % стоимости продукции. Их сокращение, следовательно, значительно повышает конкурентоспособность компаний. По оценкам специалистов [46], использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить материальные запасы почти на 80 %, а затраты на оборудование (приспособления) — на 50 %.
Чаще всего эффективность логистических решений оценивается с точки зрения их влияния на общие издержки или на выручку от продаж. Можно принять решение, в результате которого общие издержки возрастут, но за счет обеспечения более качественного обслуживания произойдет увеличение выручки от продаж. Иногда решения, принятые в какой-либо области, отражаются непредвиденным ростом затрат в одной или нескольких других областях или звеньях логистической цепи. Так, изменения производственного графика, предусматривающие повышение эффективности выпуска продукции, могут вызвать колебания объема запасов готовых изделий и негативно сказаться на обслуживании покупателей.
Логистические издержки — это затраты, связанные с выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупкой, складированием поступающего сырья, внутрипроизводственной транспортировкой продукции, внутрипроизводственным хранением в незавершенном производстве, хранением готовой продукции, внешней транспортировкой и др.
Планирование и калькулирование логистических издержек подчиняется принципу общих затрат, возникающих в связи с материальным и информационным потоками по всей логистической цепи. Анализ затрат позволяет определить эффективность логистической системы. Для этого сравниваются: внутренние и внешние затраты . выполнение логистических операций разными производителями . структуры логистических затрат в собственной микрологистической системе и у конкурентов.
Важной особенностью формирования логистических затрат и последующего принятия логистических решений является их реализация в рамках уровня издержек, существующего в системе. Анализ затрат предполагает учет изменения издержек, вызываемых логистическими решениями. Кроме того, издержки рассматриваются с позиций их нарастания — как трансформация общих затрат вследствие преобразования системы. Так, появление нового звена в распределительной сети влияет на затраты по транспортировке, передаче информации, ведению переговоров, содержанию запасов, т.е. изменяет структуру издержек и их общую величину в системе.
Издержки функционирования логистической системы можно оценить с помощью следующих показателей:
• величина административно-управленческих расходов .
• добавленная в логистических цепях стоимость .
• расходы, связанные с гарантийным обслуживанием и возвратом товаров потребителем.
Снижение затрат, а следовательно, увеличение прибыли можно получить через различные логистические решения, например, в результате реорганизации производственных площадей, которая уменьшает издержки по внутризаводским материальным потокам. Значительные выгоды дает оптимизация складского хозяйства: компактно размещенное складское оборудование повышает производительность складских работ. Дополнительную экономию затрат приносит создание централизованных складов. Благодаря автоматизации складского оборудования существенно сокращается время, потребное для доступа к производственным материалам, со временем отпадает необходимость в промежуточном буфере при складировании, уменьшается интервал между поставкой деталей и отпуском готовой продукции. Это в ряде случаев позволяет снизить затраты на складское хранение до 20 %.
Сравнивая стоимость воздушных перевозок и доставки товаров другими видами транспорта (железнодорожным, морским), можно отметить, что повышенные затраты собственно авиаперевозок в дальнейшем компенсируются уменьшением расходов на складирование товаров и поддержание их в сохранности, снижением потерь, связанных с порчей, убылью товаров и др. Таким образом, изменение способа транспортировки существенно влияет на расходы по хранению товаров и общее качество услуг.
Значительной частью логистических издержек выступают трансакционные издержки, т.е. связанные с заключением сделок в логистической системе. Они характерны для закупочной, распределительной, сервисной и таможенной логистики, возникают до и после заключения сделок в логистических системах различного уровня.
На этапе, предшествующем заключению сделок, к трансакционным можно отнести, в частности, следующие издержки: обусловленные поиском информации о потенциальном партнере или ситуации на рынке . вызванные неполнотой или неточностью полученной информации . связанные с ведением переговоров (обсуждение условий контракта, выбор формы договора) . потребные для измерения качества товаров и услуг — объекта сделки . связанные с подписанием контракта (на юридическое оформление сделки).
После заключения сделки возможны следующие трансакционные издержки:
• по мониторингу и профилактике оппортунизма, включая контроль за соблюдением условий сделки, недопущением намеренного искажения одной из договаривающихся сторон информации об исполнении условий договора и их нарушения с целью получения незаконных материальных выгод .
• по защите прав собственности (судебные, арбитражные расходы, затраты времени и ресурсов для восстановления нарушенных в ходе исполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадлежащей защиты) .
• по защите от третьих лиц (затраты на защиту от претензий налоговых, таможенных органов на часть полезного эффекта, полученного в результате сделки).
Интегрированный процессный подход в логистике выявил нехватку информации об издержках. Традиционно используемые системы планирования и бухгалтерского учета затрат не всегда пригодны для оценки и выбора компромиссных вариантов логистических решений, они не позволяют полностью идентифицировать логистические издержки. К примеру, затраты на обработку и выполнение заявок представляют собой совокупность конкретных издержек, характерных для различных функциональных областей деятельности организации: ведения переговоров и заключения контракта . размещения и выполнения заказа . измерения качества продукции (работ, услуг) . оформления документации . отгрузки продукции . сервиса.
Одной из отличительных черт оценки логистических издержек выступает требование учета движения материальных потоков и обслуживания покупателей. Система идентификации логистических затрат должна быть способна осуществлять раздельный анализ затрат и доходов, имеющих отношение к покупателю, рыночному сегменту или каналу распределения, т.е. оценка и анализ затрат должны ориентироваться на конечный результат.
Группировка логистических затрат базируется на выделении основных функций — закупки, производства, распределения, транспортировки, складирования, сервиса.
В микрологистических системах управление затратами предполагает главным образом соблюдение запланированных объемов затрат по выполнению заказов и поиск резервов снижения затрат, что достигается совершенствованием продукции, технологического процесса ее изготовления и организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта и сервиса.
Затраты на производство целесообразно контролировать при производственном потреблении ресурсов, т.е. там, где происходит производственный процесс или ведется его обслуживание. В связи с этим появились такие объекты анализа, планирования и учета затрат, как места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности.
К местам возникновения затрат в микрологистических системах относят рабочее место, машину, станок, конвейерную линию — объекты нормирования, планирования и учета затрат для контроля и управления затратами производственных ресурсов, аналитического учета затрат на производство по элементам затрат и статьям калькуляции.
Исходным побудительным моментом объединения затрат по местам возникновения была невозможность их первичной группировки по видам продукции. Введенный в 1920-х гг. способ учета способствовал повышению точности калькулирования, с его появлением исчезло само понятие накладных расходов. Косвенные затраты становятся прямыми по отношению к определенному месту возникновения затрат.
Укрупнение структурных подразделений требовало иного подхода к учету затрат, и примерно в середине 1940-х гг. появились такие понятия, как «центр затрат» и «оперативный центр затрат», подразумевающие первичную ячейку учета затрат и предназначенные для контроля в подразделениях и более точного распределения расходов по объектам калькулирования, а именно по участкам, цехам, отделениям и т.п.
Центры затрат — это первичные производственные и обслуживающие подразделения, характеризующиеся единообразием функций и производственных операций, сопоставимым уровнем технической оснащенности и организации труда, направленностью затрат. Их выделяют в качестве объекта планирования и учета затрат в целях детализации затрат, усиления контроля и повышения точности калькулирования.
Другими словами, центром затрат является структурное подразделение организации, в котором можно организовать нормирование, планирование и учет затрат, а также осуществлять оценку эффективности использования производственных ресурсов.
Центр затрат может совпадать с организационной единицей (цехом, отделением, участком) или быть ее подразделением. Условием выделения центров затрат является единство используемого оборудования, выполняемых операций или функций. Руководитель центра затрат отвечает за величину и эффективность затрат в своем производственном подразделении. Группирование затрат по центрам сопряжено с дополнительными учетно-вычислительными работами, поэтому целесообразность их введения должна оцениваться с точки зрения полезности дополнительной информации о затратах производства.
Центры затрат, как и места возникновения затрат, классифицируют по отношению к процессу производства на производственные и обслуживающие. Степень детализации центров затрат зависит от трудоемкости учета и возможной эффективности использования получаемой информации. Номенклатура центров затрат должна предусматривать единую систему их кодирования, позволяющую сортировать и группировать данные о затратах по любым закодированным признакам в разных комбинациях.
В аналитическом учете издержки в центрах затрат группируются по отдельным изделиям, работам, операциям, функциям внутри производственных подразделений. Их выделение определяется потребностью в дополнительных точках контроля затрат в подразделении, а главное — в более точном распределении косвенных затрат по объектам калькулирования. Необходимость в этом усиливается с автоматизацией производства, поскольку ужесточается требование точности в отнесении на калькуляционные объекты расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, а также цеховых расходов. Возрастает потребность в объединении их по группам оборудования, участкам, отдельным комплексам, т.е. по центрам затрат.
С развитием производственных отношений и, соответственно, теорий управления производством и затратами появилось понятие «центр ответственности». В современной трактовке под ним подразумевается подразделение предприятия, возглавляемое управляющим (менеджером), который обладает делегированными полномочиями и отвечает за финансово-хозяйственные результаты деятельности данного подразделения.
Существует четыре типа центров ответственности: затрат, доходов, при