Центральный банк РФ (Банк России) является основой банковской системы России. Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России оп ределены Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции РФ (ч. 1, 2 ст. 75) Банк России монопольно осуществляет денежную эмиссию, основной его функцией является защита и обеспечение устойчивости рубля. В ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определено, что целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля .
развитие и укрепление банковской системы РФ .
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В процессе достижения своих целей Банк России выполняет функции, перечень которых определен законодательно и включает в том числе следующие:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику .
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение .
3) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака .
4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования .
5) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации .
6) устанавливает правила проведения банковских операций .
7) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов .
8) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России .
9) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их .
10) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп .
11) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами .
12) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, не обходимых для выполнения функций Банка России .
13) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ .
14) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а так же с юридическими и физическими лицами .
15) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ .
16) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю .
17) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации .
18) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты .
19) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде все го денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные .
20) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Правовой статус Банка России неоднозначен.
С одной стороны, Банк России выступает как особый институт, выполняющий уникальные функции, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Банк России также является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов, т. е. обладает финансовой независимостью.
С другой стороны, законодательно установлено, что Банк России является федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Статьи 10 и 11 Конституции РФ устанавливают закрытый перечень органов государственной власти, в число которых Банк России не входит. Однако согласно ст. 75 Конституции РФ, а также ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» свои функции он осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, следовательно, и сам является федеральным органом государственной власти.
Правовой статус Банка России как органа государственной власти подтвержден, в частности, постановлением Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2002 г. № 5697/01, согласно которому «статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России»1.
Банк России прежде всего является органом государственной власти, наделенным уникальным набором полномочий, его статус как юридического лица имеет подчинительный характер. При анализе правового положения Банка России необходимо учитывать причины, по которым отдельные элементы его правового статуса были сконструированы именно таким образом.
Конкретные элементы правового статуса Банка России обусловлены поставленной перед законодателем целью — обеспечить независимость центрального банка страны, одновременно предоставив весь комплекс средств для решения поставленных перед ним задач.
Совмещение Банком России двух ипостасей — юридического лица и федерального органа государственной власти — вызвано необходимостью ограниченного и вместе с тем непосредственного перманентного участия в гражданском обороте и одновременного регулирующего воздействия на участников этого оборота — кредитные организации. С одной стороны, как субъект государственного управления и регулирования в сфере денежно-кредитных отношений Банк России наделен государственно-властными полномочиями, а с другой стороны, он является элементом банковской системы страны и участником хозяйственных отношений, что предполагает наделение Банка России всеми признаками юридического лица.
Важнейший принцип взаимодействия Банка России с другими органами государственной власти — принцип независимости Банка России в процессе осуществления им своих функций. Независимость — основа организации и деятельности Банка России и важнейшая характеристика его статуса как основы национальной банковской системы. Суть независимости заключается в ограничении вмешательства органов государственной власти в деятельность Банка России при осуществлении ими своих функций, а также в автономности и самодостаточности Банка России. Так, предполагается наличие у Банка России возможностей (методов и инструментов), необходимых для выполнения закрепленных за ним функций, а также финансовой независимости.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ . назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ . направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты . рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение . рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение . принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений . проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей . заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.
Нормативные акты Банка России регистрируются в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю . изменение процентных ставок . размер резервных требований . размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп . прямые количественные ограничения . правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России . порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Эмиссия денег означает выпуск их в обращение. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Статьей 75 Конституции РФ установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, при этом право денежной эмиссии принадлежит исключительно Центральному банку РФ. Централизация эмиссионных полномочий и установление монополии Банка России на право осуществления эмиссии наличных денег и организацию обращения денежных средств определяются прежде всего необходимостью обеспечения целостности рублевой зоны, а также исключения возможных злоупотреблений.
Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Данное обстоятельство подчеркивает кредитную природу современных денег.
В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов .
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций .
установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России .
определение порядка ведения кассовых операций.
Эмиссионно-кассовая деятельность Банка России направлена в первую очередь на рационализацию организации денежного оборота наличных денег, а также на управление налично-денежными потоками в регионах. Эмиссионно-кассовая работа строится на основе анализа купюрного состава денежной массы, находящейся в обращении и в резервных фондах, оценки соответствия состава денежной массы потребностям экономических агентов, организации производства денежных знаков, обеспечения доставки банкнот и монеты в необходимых размерах по всей территории РФ.
Банк России обеспечивает защиту и устойчивость рубля, в том числе разрабатывая меры по защите наличных денежных знаков от подделки, устанавливая признаки платежеспособности банкнот и монеты.
Регулирование денежного обращения осуществляется не только посредством эмиссии, но также с помощью денежной реформы и деноминации. Под денежной реформой понимается «полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения». Денежная реформа иногда входит в качестве составной части в программы финансовой стабилизации. Примером удачных денежных реформ в истории России является введение в обращение червонцев в период нэпа.
В отличие от денежной реформы деноминация всегда связана лишь с уменьшением номинала, масштаба цен национальной валюты. Проведение деноминации осуществляется в целях упрощения расчетов.
Решение вопросов установления номинала денежных знаков, согласно законодательству, является правом Банка России при условии предварительного информирования Правительства РФ и Государственной Думы. Согласно ст. 31 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. При этом не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.
При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.
Принятие решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, а также утверждение номинала и образцов новых денежных знаков осуществляются Советом директоров Банка России. Данное решение в порядке предварительного информирования должно направляться в Государственную Думу и Правительство РФ. Описание новых денежных знаков в обязательном порядке должно публиковаться в средствах массовой информации.
Таким образом, проведение деноминации, так же как и денежной реформы, является компетенцией Банка России.
Последняя деноминация в России была проведена 1 января 1998 г. Согласование реформы было осуществлено примерно за год до ее проведения, тогда же была прекращена чеканка монеты и выпуск банкнот старого образца и начато изготовление новых купюр и монеты.
Реформа разрабатывалась в условиях достигнутой на тот момент финансовой и экономической стабилизации, снижения инфляции до приемлемого уровня и проводилась в целях укрепления российской национальной валюты, совершенствования денежного обращения в стране, упрощения учета и расчетов в хозяйстве. Декларировалось, что денежная реформа является частью программы финансового оздоровления страны и направлена на упрочение позиций российской валюты, улучшение жизни граждан, соблюдение интересов населения и государства при недопущении какого-либо ущерба населению.
Изменение масштаба цен происходило по принципу — 1 новый рубль к 1000 старым. Этот же масштаб относился ко всем счетам, обязательствам и претензиям как физических, так и юридических лиц1.
Решение о деноминации в 1 тыс. раз было принято в том числе и по причине удобства параллельного использования старых и новых купюр.
С 1 января 1998 г. были введены в обращение новые банкноты и новая монета. До 1 января 1999 г. и старые, и новые деньги обращались на равных правах и были обязательны к приему в качестве платежного средства при всех расчетах в предприятиях торговли, сфере обслуживания и коммерческих банках.
В течение 1998 г. Банк России постепенно изымал из обращения купюры старого образца, заменяя их новыми. Старые купюры до конца 2003 г. можно было обменять в специальных пунктах.