К формообразующим частицам относятся:
Частица бы – служит для образования условного наклонения: сделал бы.
Частицы пусть, пус кай, да, давай (-те) нужны для образования форм повелительного наклонения: пусть придёт, пускай поторопится, да будет свет, давай отправимся.
Частицы более, менее служат для образования формы сравнительной степени прилагательного и наречия: более быстрый, менее успешно.
Частица самый (и её формы по роду и числу) служит для образования превосходной степени прилагательного: самый яркий.
Эти частицы входят в состав глагольной формы и подчеркиваются как один член предложения, даже если стоят не рядом (рис.1).
Рис.1 Пример
Отличие частиц от омонимичных случаев
Важно не путать такие частицы с омонимичными случаями:
Давай ему по ложке лекарства каждый день.
А теперь пускай кораблик вниз по течению.
Неужели это он? – Он самый.
|
|
Они говорили очень вежливо, как бы извиняясь.
Слово давай – здесь форма глагола давать и не является частицей. Слово пускай – здесь форма глагола пускать, не является частицей. Слово самый –местоимение и с прилагательным не связано.
Как бы– единая конструкция, и ее можно заменить на словно или будто.
Заключение
Необходимо видеть в предложении формообразующие частицы и не отрывать их от формы, к которой они относятся. Эти формы вместе с частицами подчеркиваются как один член предложения.
Упражнение 405 (записываем в тетрадь)
3. Задание.
Найдите в тексте частицы и определите их разряд.
Несколько часов мы шли по раскаленному песку, не встречая даже признаков жизни. Ничего не встречалось нам на пути. Все живое спряталось в расщелины камней и в небольшую тень. Но вот в раскаленном воздухе послышались какие-то звуки, не лишенные гармонии. Звуки возникали будто бы сверху и пропадали будто бы в землю. Прошло несколько минут, и клубы пыли закрыли солнце. Страшный шум был уже недалеко, и он быстро приближался (По А.Елисееву)
Домашнее задание.
Составьте небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц. Выучить теоретический материал
Класс 30.03.2020 Тема урока: Повторение по теме: «Обособленные члены предложения»
Цели урока:
Повторить и систематизировать знаний об обособленных членах предложения.
Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
4. Подготовка к ГИА.
|
|
Ход урока:
Организационное начало урока. Запишите число, классная работа, тема урока
Обобщение изученного материала.
Что такое обособленные члены предложения?
Расскажите об обособлении определений?
Чем выражены обособленные определения?
Спишите текст. Расставьте знаки препинания.
Бушующее море мчит свои суровые волны осв…щенные неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеною туч(?). Злая стихия хочет пок…зать свою с…крушительную силу и подн…мает все выше лавины воды перел…вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей спасающихся на обломках мачты.
Расставьте знаки препинания, найдите лишнее предложение.
1.Человек «глотающий книги» похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона.
2.Только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло истину и ложь красоту и безобразие.
3.Книга это друг верный бескорыстный наиболее сведущий.
3.. В чем особенность данного стихотворения?
Лодорский водопад
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,