Биография Леонида Пантелеева (псевд., наст. имя Алексей Иванович Еремеев, 1908-1987) совпала с бурным временем начала XX века. Первые десять лет он прожил в состоятельной семье, с гувернерами, гувернантками. Правда, уже тогда отец писателя успел узнать, что такое война. Первый воинский подвиг в сознании Алеши был связан с именем отца. Молодой казачий офицер был послан, во время японской войны, с важным донесением в штаб русского командования. Раненный на вылет в грудь, молодой офицер сумел отбиться от неприятеля и, обливаясь кровью, доставил пакет, куда следовало. За этот подвиг он получил Владимира с мечами и бантом и потомственное дворянство.
В 1918 году мать Алеши, Александра Васильевна, уехала из голодного Питера (отец находился где-то на войне) к бывшей няньке, под Ярославль, там, по слухам, можно было подкормиться. С этого времени нача-
лась другая жизнь Алеши. В годы мировой и Гражданской войны тысячи детей, потерявших родителей, кров и дом, бороздили по дорогам России. Их называли беспризорниками. Жизнь Алеши Еремеева сложилась так, что он тоже оказался среди этой неуправляемой армии, и только в 1921 году вернулся в Питер и отыскал мать. Однако жизнь беспризорника настолько втянула Алешу в свое течение, что ему было трудно, да и не хотелось возвращаться к голодной жизни города, к необходимости работать и учиться, и на каком-то очередном «деле» он попал в отделение милиции.
|
|
Осенью 1920 года в Петрограде, по Старо-Петергофскому проспекту, д. 19, открылось заведение, носившее длинное сложное название: «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского». В школу
стали прибывать ребята из самых различных мест – из детских домов, из тюрем, из отделений милиции. Длинное и трудное название школы первая же партия воспитанников удобно сократила в «Шкид». Сюда был направлен Алеша Еремеев. С этой школы началась его новая жизнь, здесь, как у всех других ребят, его имя поменяли на прозвище, и он стал Ленькой Пантелеевым. В этой школе он пробыл немногим более двух лет и ушел оттуда, вместе с другом Гришей Белых, совсем другим человеком. Оба они были талантливы, оба уже в школе писали большие детективные романы, создавали Шкидкино, а, оказавшись самостоятельными людьми, задумали написать об этой школе книгу – «Республика Шкид». Книга вышла в 1927 году и имела ошеломляющий успех. «Преоригинальной, веселой, жуткой» назвал повесть восхищенный ею М. Горький.
Тематика рассказов:
1))). Тема беспризорника («Республика Шкид».)Конечно, молодые авторы, еще не остывшие от буйного ритма жизни школы, успели за два месяца работы передать все самое горячее, интересное, значительное. В книге нет последовательного сюжета. Каждая глава идет как бы по кругу, описывая какое-то событие от начала до его завершения. Вот захватила ребят газетная лихорадка, и кто бы мог поверить, что в Питере, где ценился клочок бумаги, в дефективной «республике» выходило ежедневно шестьдесят газет – ровно столько, сколько было ребят: каждый хотел быть издателем. Постепенно лихорадка кончилась, но сколько интересного, нового принесла она шпаргонцам. Или история с паучком Слаеновым, когда в Шкиде незаметно появился маленький человечек и сумел постепенно опутать хлебными долгами всю Шкиду. Три отделения отдавали ежедневно свой хлеб ставшему хлебным королем Слаенову, а четвертому, состоящему из самых сильных и интересных ребят, Слаенов ежедневно устраивал роскошные, неслыханные по тем временам, пиршества. Но вот наступил день, когда все три отделения отказались отдать свой хлеб паучку, и он призвал на помощь сытых и, казалось, преданных ему ребят. Как
|
|
поступят они? Выберут ли они сытую, роскошную жизнь и отдадут на растерзание измученных голодом своих же товарищей? Каким счастливым становится тот момент, когда ребята объединяются все вместе и наступает
конец этой жуткой истории. Так, каждая глава (а их в повести 32) дает представление о ритме и содержании жизни Шкиды, о ее поражениях и победах, о том, как постепенно менялись представления и характеры ре-
бят, как многое получали они, занимаясь чуть ли не по двенадцать часов в день. Особенно удался молодым писателям «монументальный» образ заведующего школой Викниксора, прекрасного и мудрого педагога, хотя и здесь авторы весело и дружески поведали о многих его ошибках, о тех головоломках, которые приходилось постоянно решать, имея столь непростых и умудренных неоднозначным жизненным опытом воспитанников.
Тема «беспризорника» нашла отражение еще в ряде произведений Пантелеева, в частности, в повести «Часы» – одной из лучших в литературе тех лет. С украденными золотыми часиками Петька Валет связывает самые прекрасные мечты о роскошной жизни. Но так получается, что часики приходится закопать в землю во дворе детского дома, куда он был отправлен. Ровно год пролежал драгоценный предмет в земле, но когда он оказался снова в Петькиной руке, какими ненужными показались ему его прежние мечты, его прежние представления о счастливой жизни.
2))). Тема нравственного величия подвига. Огромную известность получил рассказ Пантелеева «Пакет» о неунывающем бойце, попадающем в самые трагические и комические ситуации. Разбирая этот рассказ, весь облик Пети Трофимова, его сочную, грубоватую лексику, где перепутались самые разные нормы языка, К. Чуковский увидел и угадал «мускулатуру таланта» Пантелеева.
3))). Рассказы о детях. Составляя свое собрание сочинений, Пантелеев в отдельный раздел выделил «Рассказы о детях». В этот раздел вошли «рассказы о Белочке и Тамарочке», двух сестрах, из которых одна, Тамарочка обладала характером более властным и даже немножко коварным: она умела подбить младшую, Белочку на какую-нибудь непозволенную проказу, и она же оказывалась невиноватой. Особенно интересным кажется «Большая стирка»: здесь Пантелеев сосредоточивает внимание на маме двух девочек. Увидев
новую скатерть, сначала залитую чернилами (Тамарочкой) а потом ужасно постиранную и запрятанную под диван, мама хочет, чтобы девочки поняли, в чем же была их главная беда, и постепенно, неожиданно для них, выясняется, что главная вина их была не в том, что скатерть была залита чернилами, что ее пытались отстирать, а потом запихнули под диван, а в том, что они струсили перед необходимостью первого признания.
Подобного рода важный и ценный урок можно найти в любом рассказе – веселом, смешном, забавном. Из рассказов о детях особенно выделяется «Буква «ты». Рассказ этот автобиографический – это он, Алексей Иванович, никак не мог справиться с трудной задачей: объяснить Иринушке существование буквы «Я». Как бережно вводит автор читателя в мир детства! Как тонко постигает он психологию ребенка. Вот умучившийся учитель предлагает девочке своеобразную помощь: он советует Иринушке сказать эту букву
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
как будто «про себя»: «я». Понимаешь? Про себя, как ты про себя говоришь». Кажется, что может быть понятней? Но у Иринушки своя логика, и происходит невероятная вещь: она шепотом, про себя говорит «ты». Но разве она неправа, разве не могла она понять просьбу учителя именно так: про себя – значит тихо-тихо. Рассказ заставляет задуматься о многом: и о том, как сложен и многообразен язык, сколько в нем скрыто возможностей, и о том, каким неожиданным образом, с какой непосредственностью воспринимается он ребенком.
Перед самой войной Пантелеев написал рассказ «Честное слово», вызвавший огромную дискуссию: нужно ли было мальчику, давшему честное слово стоять «часовым» в игре, выполнить его, в то время как все
игравшие давно убежали? Пантелеев не только поддерживает этого «часового», но верит в него – сегодняшнего и будущего.
4))). Дети и война. Несколько рассказов Пантелеев посвятил теме: дети и война. В рассказах «На ялике», «Долорес», «Главный инженер» он написал о детях, разделявших военную судьбу блокадного города, сумевших внести немалую лепту в трудную победу. Из этих рассказов выделяется своей лирической напряженностью рассказ «Маринка» – он не только о девочке, а еще и о нем самом, о том, как пере-
плетались судьбы людей, взрослых и маленьких. Первые месяцы войны Маринка еще жила своим детским мирком. Немца она боялась, как боятся чудища из сказки, и вопрос взрослого, что стала бы она делать, если бы в комнату вошел немец, она воспринимает лишь как момент увлекательной словесной игры: «Я бы его стулом…» – «А если стул сломается?» – «Тогда я бы его зонтиком… лампой,… калошей». Но проходят четыре месяца, и как много говорят подробности о совсем другой Маринке, жизнь которой едва теплится под грудой одеял. Ее старший друг снова хочет вовлечь ее в прежнюю игру, и теперь Маринка задумывается над ответом, теперь она рассчитывает свои силы. Стула ей не поднять, до лампы не дотянуться, и все-таки она отвечает на заданный вопрос. Нет, она бы не сдалась: «Я его укушу», – и сказано это было так, что «честное слово, я не позавидовал бы тому немцу, который отважился бы войти в эту холодную и закопченную, как вигвам, комнату».
|
|
Отдельную книгу «Наша Маша» Пантелеев написал о своей дочери. Она и для детей, и для родителей. Открыто, горячо и откровенно писатель рассказал о самом трудном своем «романе», о том, как
он сам, в течение пяти лет участвовал в воспитании, в росте девочки, которую с самого начала, чуть ли не с первых месяцев воспринимал как личность.
Пантелеев написал еще много книг, огромный том дневниковых записей (из старых записных книжек), много очерков о людях, с которыми его связывала большая дружба («Маршак», «Шварц»), о встречах с
М. Горьким, художником Н. Тырсой, со всеми теми, кто оставил след в его жизни.
Как-то у Пантелеева спросили: есть ли в его творчестве самая главная для него тема? «Я думаю, – ответил он, – что такая тема есть – только не знаю, как точнее ее обозначить. Скорее всего, это тема совести». Писатель очень точно обозначил то особенное внутреннее чувство, которое определяет каждую его книгу.
Вопросы и задания
1. Когда и где Алеша Еремеев получил прозвище «Ленька Пантелеев»?
2. Как точно пишется псевдоним писателя?
3. В чем увидел К.И. Чуковский «мускулатуру таланта» автора «Пакета»?
4. Определите, чем отличаются характеры, поведение детских героев довоенных лет и
времени Великой Отечественной войны.
5. Проанализируйте рассказ «Честное слово».