· Дошкольное образование.
· Школьное образование.
· Профессиональное образование
· Дошкольное образование.
Проходит в семье, его осуществляют мать, отец и другие члены семьи. Именно они дают первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучают началам грамоты, но помогают детям сделать первые шаги в приобщении к ценностям жизни и культуры. Родители или заменяющие их лица ответственны за движение ребенка по пути образования, за подготовку его к школе, за успех обучения в ней. Осознание ответственности за будущее ребенка — один из признаков гражданской зрелости.
· Школьное образование.
ü Начальное(1-4 классы) .
ü Общее основное образование (9 классов)
ü Среднее(полное) общее образование(1-11 классы).
Задача этих этапов образования — формирование общей культуры личности, ее подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору профессии.
Общеобразовательные заведения различных типов
- Гимназии,
- Лицеи,
- Колледжи,
- Частные учебные заведения.
Это один из признаков гуманизации современного образования.
Каждое учебное заведение может, при соблюдении определенного уровня образования, вести занятия по собственным программам и учебникам, вводить по своему усмотрению новые предметы, в том числе факультативные, отвечающие запросам учащихся.
С 2001 г. в некоторых школах проводится эксперимент, суть которого — профилированное обучение в старших классах (гуманитарное, физико-математическое и т. п.). Занятия в таких классах полнее учитывают интересы, индивидуальные склонности учащихся, развивают их способности к определенному виду деятельности.
Согласно российскому закону об образовании, обязательным является как овладение основным общим образованием, так и отчет учащегося об успешности своего обучения: чаще всего это экзамены, которыми и завершается основное общее образование. Тем, кто успешно их сдал, выдается соответствующий документ.
- Профессиональное образование
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку квалифицированных специалистов.
Программы профессионального образования
- Начальное профессиональное образование(предпрофильное).
- Среднее профессиональное образование.
- Высшее профессиональное образование.
- Послевузовское профессиональное образование.
Профессиональная подготовка сегодня — это путь в будущее, когда необходимость в избранной специальности станет еще более настоятельной, чем сегодня.
Профессиональные образовательные учреждения
- Школа(начальное) в творческих профессиях (музыкальная школа, художественная школа).
- Училище(начальное, среднее в творческих профессиях). После окончания основной школы вы можете поступить в училище, где ведется подготовку квалифицированных работников по разным специальностям.
- Техникум (колледж). Среднее профессиональное образование.
- Высшее образование — институт, университет.
Пути получения образования
- Очное обучение. Обычный путь человека, приобретающего основное общее образование,— это учеба в школе.
- Заочное образования, основанное на самостоятельной работе над учебными предметами.
- Экстернат — сдача экстерном экзаменов за курс средней общеобразовательной школы.
- Самообразование – самостоятельное получение знаний. Для того, чтобы не отстать, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляют его гражданские обязанности, социальное положение, производственная деятельность. Наиболее распространенная форма самообразования — изучение литературы, слушание лекций.
- Дистанционное обучение – обучение на расстоянии.
Религия
Религи я-совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность.
Главный признак религии – вера в сверхъестественное.
Элементы религии
- Религиозное представление (мифы, легенды, сказания, Библия, Коран)
- Религиозные настроения (любовь к Богу, страх перед злыми духами)
- Религиозные действия (молитва, проповедь, таинство)
- Религиозные организации и институты (церковь, секта, монастырь)
Функции религии
Мировоззренческая- формирует систему взглядов.
Утешительная – успокаивает, утешает.
Регулирующая поведение(заповеди, традиции, нормы, ценности)
Интегрирующая (объединяющая)
Дезинтегрирующая(уединение человека с Богом)
Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
1.Огромное число последователей
2.Космополитизм (выход за пределы народов, государств)
3.Проповедь равенства всех людей
4.Стремление обратить в свою веру других людей
Атеизм и свободомыслие
Атеизм -отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека
Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем
Свобода совести – право выбирать или не выбирать (быть атеистом) религиозную веру
Специфика морали
Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения
Этика – наука о морали, принятой в обществе.
Три уровня:
- Нравственные практика (нравы, поступки, типичные ситуации)
- Моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)
- Нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
Единство морали и права
- Регулирующая функция
- Нормативный характер
- Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
- Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
Различия
Мораль | Право |
Ориентирует людей на моральные нормы. Исключает прямое принуждение. Пронизывает все стороны жизни, в том числе дружбу, любовь Смысл конкретной жизненной ситуации уникален. Главные категории – добро, зло, совесть, счастье, смысл жизни. | Основывается на типичном, стандартном (законе). Поддерживает порядок, исходя из реальности. Поддерживается принудительной силой государства Регулируют только существенные отношения. Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное |