Технология постановки развивающих задач
Развитие психических познавательных процессов:
1. Восприятие:
— развитие произвольного чувственного восприятия .
— развитие визуального восприятия .
— развитие свойств восприятия: предметности, целостности, константности, категориальности.
2. Мышление:
— развитие речевого мышления .
— развитие теоретического (абстрактного) мышления (способность устанавливать максимальное количество связей в окружающем мире .
— развитие мыслительных процессов: суждение, умозаключение .
— развитие логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование .
— развитие практического мышления (это такие качества ума как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи) .
— развитие внутреннего плана действий .
— развитие интеллекта (совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач .
— развитие творческого мышления .
|
|
— развитие критического мышления (направленного на выявление недостатков в суждениях других людей).
3. Внимание:
— развитие произвольного внимания .
— развитие волевого внимания .
— развитие зрительного, слухового, тактильного внимания.
4. Память:
— развитие кратковременной и долговременной памяти .
— развитие произвольной памяти (связанной с широким, волевым контролем .
— развитие опосредованной логической памяти (связанной с употреблением логики и использованием разных средств запоминания).
5. Воображение:
— развитие активного, продуктивного воображения (когда человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы . когда действительность сознательного конструируется человеком, а не просто механически копируется) .
— развитие творческого воображения (свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами).
Развитие эмоционально-волевой сферы личности:
— развитие эмоциональной отзывчивости (непосредственная отзывчивость, переживания сложившихся отношений, а не их рефлексия) .
— развитие волевой регуляции эмоционального поведения .
— развитее навыков саморегуляции эмоциональных проявлений.
Развитие потребностно-мотивационной сферы личности:
— развитие гибкости, широты, иерархии, мотивов .
— развитие интеллектуально-побуждающих мотивов .
— развитие перспективно-побуждающих мотивов .
— развитие познавательных потребностей, интересов.
Развитие способностей:
— развитие общих способностей (умственных, памяти, речи, тонкости и точности ручных движений и т.д.) .
|
|
— развитие специальных способностей (музыкальных, математических, лингвистических и т.д.) .
— развитие теоретических способностей (склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям) .
— развитие учебных способностей (определяющих успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности) .
— развитие творческих способностей .
— развитие способности к общению .
— развитие способности к эмпатии, рефлексии.
Развитие самосознания:
— развитие адекватной самоидентификации (идентификация с телом, именем собственным . самооценка, половая идентификация, оценка себя в рамках социального пространства личности) .
— развитие самооценки .
— развитие навыков самоанализа, самодиагностики.
Развитие деятельности и общения:
— развитие компонентов отдельных умений (действий и операций) до уровня навыка (полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля) .
— совершенствование умений в отдельных видах деятельности .
— развитие деловых, интимно-личностных и профессиональных мотивов общения (в младшем, среднем и старшем школьном возрасте соответственно) .
— развитие коммуникативных умений (слушать, решать конфликтные ситуации, пользоваться невербальными средствами общения, вести диалог, формировать позитивные установки на человека и т.д.).
Развитие речи:
— развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль .
— развитие связной речи .
— развитие навыков чтения и письма .
— развитие разных видов речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение .
— развитие читательских и творческих умений .
— развитие способностей анализировать собственную речевую деятельность .
— развитие фонематического слуха .
— развитие ладового чувства (различение эмоциональной выразительности звуковысотного движения) .
— обогащение и усложнение словарного запаса .
— усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность) .
— овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Развитие сенсорной сферы, включающей:
— развитие глазомера,
— ориентировку в пространстве и во времени,
— точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие задачи двигательной сферы:
— развитие силы мышц .
— развитие гибкости .
— развитие ловкости .
— развитие меткости .
— развитие глазомера .
— развитие вестибулярного аппарата (чувства равновесия) .
— развитие опорно-двигательного аппарата .
— развитие мелкой мускулатуры .
— развитие двигательной сноровки, соразмерности движения и т.п. .
— овладение моторикой мелких мышц .
— умением управлять своими двигательными действиями.