X-PDF

У р о к и 24 -25. Действительные причастия настоящего  времени.

Поделиться статьей

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего  времени

Ц е л ь у р о к о в: ознакомление со способами образова ния действи ­ тельных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суф­ фиксах действительных причастий настоящего времени . отработка уме­ ния находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.

Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: предупреждение ошибок в употребле­ нии причастий в речи, орфоэпических ошибок.

П о в т о р е н и е: правописание безударных личных окончаний глаголов, оконча ний прила гательных,  причастий .  переходность  глаголов.

1. Индивидуальные задания.

К а р т о ч к а

(Записывается на доске, проверяется коллективно.)

Надписать сверху спряжение глаголов. Вставить гласные в окончания гла ­ голов 3-го лица мн. ч. настоящего и будущего времени. Выделить окончания.

(Они) полощ..т,  ре..т,  клет,  колт,  выдержива..т,  пол..т, чут,  слу­

ша..т, гон..тся,  исправля..т, стро..т, ропщ..т, вылет..т, услыш..т, брезж..т,

стел..т, дыш..т, бре..т, ве..т, исправ..т, пляш..т,  вид..т,  завис..т,  гон..тся, леч..т, реша..т, проявля..т, расхвал..т, отвечат, вступа..т, разделт, укреп ­ ля..т,  се..т,  заправ..т,  зате..т, дремл..т.

Те с т

1. Найдите  и отметьте  строку,  в которой   все глаголы  имеют окончание   -ят.

1) Они увид..т, дыш..т, гон..тся, завис..т.

2) Они  распилт,  слышт,  скачт,  гре..т.

3) Они гонтся,  вылет..т, объяв..т, провер..т. 4) Они увидт, услышт, слушат, дышт.

2. Найдите  и отметьте строку,  в которой   все гла голы имеют оконча ние -ют.

l) Они стел..т, кле..т, бре..т, та..т.

2) Они стро..т, бор..тся,  высп..тся, обве..т.

3) Они слуша..т, дремл..т, гоня..т, лелет. 4) Они жал..т, колт,  пол..т, вод..т.

11. Прове рка дома шнего зада ния.

У доски один учен ик из дома шнего упражнен ия выписывает слова, в которых надо было вставить пропущенные буквы в суф­ фиксах и окончаниях . другой — слова с орфограммой в корне. (Об­ ратить внимание на графическое объяснение орфогра мм.) Третий выписывает причастные обороты с действительными  причастиями

(вместе с определяемыми ими существительными) . четве ртый — причастные обороты со страдательными причастиями (вместе с оп­ ределяемыми ими существительными).

Опрос: как определить, перед нами действительное или страда ­ тельное причастие? Привести при меры. Как определить переход­ ность и непереходность гла голов? Привести приме ры.

111. Контрольн ый словарный диктант. (Диктуется сразу два сло­ ва — одно для уча щихся первого варианта, другое — второго.)

1 вариант                                       11 вариа нт

1.. ресница                                 черноволосый

2. продолговатый                           реальный

3. истин ный                                  выпра вка

4. величественн ы й                         истинн ый

5. ца рственный                              великий

6. подлинный                                калитка

7. отразить                                    приключение

8. возникать                                  начинаться

9. рождаться                                  появляться

l О. могучий                                     отразить

1 1. будь:rе                                        предста вьте

12. преодолеть                                 препятствие

13. бирюзовый                                па ра шют

14. присутствовать                            поба гроветь

15. па ра шют                                   гирлянда

16. калитка                                     бирюзовый

17. как будто                                 ка к- нибудь

18. правильны й                              серебряный

19. препятствие                               ка ких-то

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

20. где-то                                        подлинн ый

21. искусство                                 искусны й

22. исказить                                    поразить

23. сразить                                      копошиться

IV. Синта ксическа я  пятиминутка.

Уча щиеся записывают предложение, графически объясняют по­ становку знаков преп ина ния, дают его ха ракте ристику, определяют роль причастного оборота в предложении.

Ба гряна я листва,

Покрыта я морозною росою,

Шуршит в аллее под моей ногою…

(И. Б у н и н.)

Какие средства выразительности использованы поэтом? Устно переделайте предложение, за менив причастный оборот придаточным предложением. Сравните, какое из предложений более яркое, дина ­ мичное. За счет чего? (Обращаем внимание школьников на то, что способность причасти й передавать призна к предмета по действию также является выразительным средством в художественном тексте.)

V. Орфографическа я диктовка.

Уча щиеся за писыва ют примеры, объясняют графически написа­ ние безуда рных лич ных окончаний глаголов, определяют их пере­ ходность, вид.

О б р а з е ц: cmpol ят 1 (11 спр.,  несов.  вид,  перех.) дом.

Строят дом,  борются  за  мир, лечат людей,  сеют  рожь,  видят  насквозь, тревожат  людей,  ненавидят  ложь.

VI.   Объяснение нового материала  методом наблюдения  на с. 42 учебника.

На  данном  уроке  начинается  работа  по  составлению  таблицы

«Суффиксы причастий», котора я потом заполняется постепенно, по мере изучения материала (все таблицы записываются в раздел уче­ нического  словаря).

Вот  как  будет  в  итоге  выглядеть  таблица.

Суффиксы причастий

Причастия

Настоящего  времени

Прошедшего времени

Действительные

от  глаголов

1 спряжения

от  глаголов 11 спряжения

 
 
-ущ-, -ющ- -ащ-,  -ящ- -вш-, -ш-
Страдательные -ем- (-ом-) -им- -нн- (-н-), -енн- (-ен-), -т-

Вопросы,  подводящие  итог наблюдений.

1.   От  каких  глаголов  образуются  действительные  причастия? (От переходных  и непереходных.)

2.  От  чего  зависит  выбор  суффиксов  действительных  причас­ тий?

Обращаем  внимание  учащихся  на  необходимость  графически объяснять  написание  суффиксов  действительных  причастий  насто-

ящего  времени.  Например: ст л роя

ий  (строить,   11 спр.)  (§  16).

Запись  в  словарь:   брезжущий   (искл.).

Vll.   Упражнения  на  закрепление материала.

Колющая лед . спеющая ягода . машущая крыльями . борющийся за пер­ венство . строящийся стадион . беспокоящаяся о здоровье сына мать . пишу­ щий письмо . дремлющий в тиши . клеящиеся обои . виднеющиеся вдали . пе­ нящиеся струи фонтана . чувствующий холод . лечащий врач . на тающем снегу . бушующего моря . колеблющиеся языки пламени . чинящие сети ры­ баки . прекращающийся ливень . видящие во тьме . слышащие  шум .  плачу­ щая  девочка.

— Можно ли образовать действительные причастия настояще­ го времени от глаголов победить, прочитать, появиться, по­ являться? Почему? (Все они совершенного вида, кроме глагола появляться, поэтому только от него можно образовать действи ­ тельные причастия настоящего времени:)

Мате риал для индивидуальных карточек.

Графически объясн ить выбор орфограммы в суффиксе причастий . рас­ ста вить знаки преп ина ния.

1. Хвал..щийся своими успехами . та..щий на солнце снег . реж..щий ме­ талл ста нок . числ..щиеся по списку ученики . колон ны держ..щие балкон . беспоко..щаяся о здоровье ребенка мать . по обстоятельствам не за вис..щим от нас . знач..щееся по списку количество книг . се..щий раздор между людь­ ми . дежур..щий милиционер . огни маяч..щие во тьме . школьники готов..щие выступлен ие . ветер кол ы ш..щий тростни к . косынка трепещ..щаяся на вет­ ру . решение завис..щее от друзей . зверек меч..щийся от испуга . кле..щие игрушки дети . кол..щи й дрова сосед.

2. Погра ничники охра ня..щие границы . пряч..щийся в кустах зверек . широко стел..щиеся растения . знамена ре..щие на ветру . плещ..щееся у ног море . дождь хлещ..щий в окна . бор..щиеся за неза висимость народы . ко­ лыш..щийся на волнах плот . птицы щебеч..щие под окном . пил..щий дрова дед . лепеч..щий малыш . щенок ла..щий на прохожих . кол..щая в боку боль . се..щий хлеб фермер . тяжело дыш..щий больной, плохо вид..щий ста рик . держ..щий зна мя.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: §  16 . упр. 91, 93.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет