Кислородное оборудование
По требованию международных организаций все пассажирские самолеты, должны быть оборудованы кислородными системами на случай разгерметизации и падения давления в кабине, а также для оказания медицинской помощи пассажирам и для обеспечения кислородом членов экипажа в случае необходимости.
На борту самолета имеется два типа кислородного оборудования:
1.Стационарная кислородная система для пилотов и аварийная стационарная кислородная система для пассажиров и бортпроводников .
2. Переносное оборудование (используется при необходимости перемещения по самолету).
Основные требования, которым должны удовлетворять кислородные системы:
1.Достаточность запаса кислорода .
2.Быстродействие .
3.Доступность оборудования .
4.Простота и удобство его использования.
Система предназначена для питания кислородом пассажиров и бортпроводников в случае разгерметизации кабины на период экстренного снижения с крейсерской высоты полета (до 12км) до безопасной высоты (3км).
Аварийные кислородные блоки располагаются равномерно по салону, в служебных помещениях бортпроводников и туалетах. Общее их число должно не менее чем на 10% превышать число мест в самолете для обеспечения детей, которые могут находиться на руках у родителей.
На пассажирских самолетах применяются кислородные системы двух типов:
· С газообразными источниками кислорода (баллоны высокого давления, регуляторы подачи кислорода, распределительные устройства с системой трубопроводов)
· С химическими генераторами (кислород вырабатывается в результате химической реакции, если один из пассажиров в каждом ряду потянет маску).
Большинство самолетов Б737CL имеют химические аварийные системы
Принцип действия не одинаков.
Разница в том, что при необходимости систему с газообразным источником кислорода можно выключить раньше, чем она закончит работать. Кислородные маски на основе химического генератора после их срабатывания нельзя выключить, система будет работать до прекращения химической реакции в генераторах.
Также, при срабатывании системы с газообразным источником кислорода, маски должен потянуть каждый пассажир и бортпроводник, чтобы в них поступил кислород. В кислородные маски на основе химического генератора кислород будет поступать, если хотя бы потянули одну маску.
Аварийные кислородные блоки (АКБ) расположены:
· В багажных полках над каждым пассажирским креслом (на одну больше, чем количество кресел в блоке) .
· В туалетах в потолочных нишах (по две маски в каждом туалете) .
· Над каждой станцией бортпроводника (по количеству бортпроводников плюс одна маска).
Если высота в ГК достигнет 10000ft-3300м, то сработает система предупреждения о разгерметизации. В кабине пилотов срабатывает звуковая и световая сигнализация. А в пассажирском салоне включается 100% освещение, загорается табло «Застегнуть ремни» с соответствующим звуковым сигналом.
Открытие крышек блоков стационарной кислородной системы происходит:
1. Автоматически при разгерметизации (если «высота в ГК» достигает 14000ft-4250-4500м) .
2. Принудительно (в случае отказа автоматического включения системы пилоты используют тумблер) .
3. Вручную бортпроводником (используется специальное приспособление-шпилька MRT или любой острый предмет).
Принцип работы АКБ
1. Крышки блоков открываются .
2. Кислородные маски выпадают .
3. Притянуть маску к лицу, при этом шнур, идущий от маски к генератору, выдергивает чеку запального (пускового) устройства генератора и запускает его в работу.
4. Кислород начинает поступать в маску. Маска должна плотно прилегать к лицу и закрывать нос и рот.
Пассажиры с детьми должны надеть маску сначала на себя, потом на ребенка.
Пассажиры при использовании АКБ дышат смесью: чистый кислород плюс воздух кабины.
Время работы генератора непрерывно в течение 15 минут, а время поступления кислорода в маску 12 мин., т.к температура в генераторе понижается и количество кислорода, поступающего в маску уменьшается.
Внимание: При работе корпус химического генератора кислорода разогревается до температуры 260-290 градусов. После снижения на безопасную высоту рекомендуется сделать сообщение пассажирам относительно возможного запаха гари. После срабатывания АКБ не надо пытаться уложить маски на место в блок.