Материал для наблюдений.
Определите, от каких производящих основ образовались слова: гладь, тишь, выход, перелет.
Эти существительные образовались суффиксальным способом, с помощью нулевого суффикса. Обнаружить нулевой суффикс можно, сопоставив слова одной и той же части речи, образованные от одной производящей основы.
Упражнения
1. От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, определите его значение: синий, удалой, сухой, глухой.
2. От существительных образуйте имена прилагательные с нулевым суффиксом: золото, свинья, будни, румяна.
3. От глаголов образуйте существительные с нулевым суффиксом: пускать, визжать, переписать, связать, лгать, встретить, защитить, обмануть, осмотреть.
4. От глаголов образуйте прилагательные с нулевым суффиксом: хворать, приезжать, проходить.
5. Из данного текста выпишите существительные с нулевым суффиксом, определите, как они образованы, каково их значение.
В передней толкотня, тревога .
В гостиной встреча новых лиц,
|
|
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
(А.Пушкин)
6. Из художественного произведения, которое вы сейчас читаете, выпишите 5 предложений, в которых есть слова с нулевым суффиксом.
7. Найдите «четвертое лишнее»:
а) Бараний, крайний, верхний, стальной.
б) Краснота, забота, правота, слепота.
в) Дрожь, ложь, помощь, глушь.
г) Хлопоты, проводы, похороны, допросы.
8. Из текста выпишите существительные, имеющие значение «действие как предмет».
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испуганы пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит – содом, суматоха!
(Н.Некрасов)