X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Половозрастныеособенности мотивации к учебной деятельности младших школьников

Младшийшкольный возраст- это период появления новых мотивов (потребностей, интересов,желаний) и перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Значимыми ценным оказывается то, что имеет отношение к учебной деятельности, а то, чтоотносится к игре, отодвигается на второй план. Но у детей все также мотивыпреобладают над мотивационными установками, так как ими ставятся цели наближайшее будущее, а не на дальнейшую жизнь. Ведущими являются «непосредственнодействующие мотивы», принимаемые намерения «идут на поводу» у непосредственныхпобуждений и желаний [10]. Младшие школьники отличаются готовностью квыполнению различной совместной деятельности, большим желанием помогать друг другу,ориентировкой на интересы коллектива. Главным критерием оценки себя и другихстановятся нравственные и психологические особенности личности.

Мотиваторамиучебной деятельности младших школьников выступают

социально-психологическиефакторы: например, желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников и взрослых,любовь к своему учителю, желание получить от него похвалу и высокую отметку. Младшиешкольники способны подавлять какие-то собственные желания ради блага других. Всвоем исследовании Л. С. Славина предлагала младшим школьникам, которые былиувлечены игрой, сделать другую работу– вырезать и оклеить цветной бумагойкартонные квадратики для детского сада. Половина детей решила помочь детскомусаду и в дальнейшем интересовалась, как их работа была оценена, что являетсяважным аспектом в рассмотрении мотивации детей данного возраста [2].

Младшиешкольники склонны к подражанию и легко внушаемы, они могут неосознаннодействовать в соответствии с каким-либо образцом. В личной беседе на вопрос опричинах их действий можно услышать такие ответы: «Все сделали, и я», «А ясоврал, потому что Вася соврал» и т.д. Ребенок берет какой-то образец иначинает действовать в соответствии с ним, причем в большинстве случаевнеосознанно. Также младший школьник способен совершить действие, поддавшись внезапнонахлынувшему переживанию. То есть ребенок даже не успевает при этом подуматьнад последствиями данного действия как для себя, так и для окружающих. Даннуюособенность нужно учитывать, так как если в результате такого неосознанногомотива младший школьник совершает какой-либо неблаговидный, дурной поступок, тоон совершает его неумышленно.

Длямладшего школьника наиболее характерны близкие мотивы, которые связаны ссобытиями в настоящем: поиграть, побегать с товарищами, пообщаться с соседом попарте и т.д [9]. Ребенок в этом возрасте живет сегодняшним днем. Младшемушкольнику для развития руководства над далекими перспективными мотиваминеобходимо видеть промежуточные результаты своей деятельности. В противномслучае, близкие мотивы будут каждый раз подавлять дальние.

Многиедействия младших школьников можно объяснить стремлением заслужить одобрение ипохвалу взрослых. Благополучие в сфере взаимоотношений со взрослым являетсяодним из самых значимых, ключевых мотивов в младшем школьном возрасте. Онзаставляет младшего школьника считаться с мнением и оценкой взрослого,стремиться выполнять определенные правила, чтобы не огорчить взрослого изаслужить его одобрение.

Вмладшем школьном возрасте среди нравственных мотивов одним из самых сильныхявляется долг, переживание внутренней необходимости поступать в соответствии скакими-либо усвоенными требованиями, привычками [6]. Такое поведение связано сомногими положительными эмоциями, ребенок испытывает удовлетворение от того, чтопоступил правильно. И наоборот- поведение вопреки данному чувству вызываетнеприятные переживания– недовольство окружающих, упреки, переживание чувствавины, угрызения совести.

Дляребенка, только пришедшего в школу, в первую очередь важны широкие социальныемотивы, такие как мотивы самосовершенствования (быть умным, культурным) имотивы самоопределения (после школы пойти в институт, а потом работать).Школьник осознает, что учение является общественно значимой деятельностью, иэто создает личностную готовность к учению в школе [7]. Можно обратиться ксловам Л.И. Божович: «Социальные мотивы в системе мотивов, побуждающих учебную деятельностьмладших школьников, занимают настолько большое место, что способны определитьположительное отношение детей к деятельности, даже лишенной непосредственногопознавательного интереса» [1].

Многиемладшие школьники склонны к обвинению друзей, близких в своих неудачах, то естьпроявляют низкий уровень личной ответственности. [7]. Потребность в умственнойдеятельности, теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений, рефлексии исамооценке- все это возникает и развивается у младшего школьника приблагоприятных условиях. Также происходит формирование мотивов, которыепридают дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, от осознания которогоего собственная учебная деятельность становится для него важной самостоятельнойцелью [4].

Широкиепознавательные мотивы, т.е. интерес к знаниям, могут к середине этоговозраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способамприобретения знаний). Мотивы самообразования выражаются интересом кдополнительным источникам знания, нерегулярным чтением дополнительнойлитературы. Широкие социальные мотивы развиваются к более глубокому осознаниюпричин необходимости учиться.

Позиционныесоциальные мотивы в данном возрасте выражены желанием получить одобрениеучителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в самом общемпроявлении. Происходит интенсивное развитие целеполагания в учении.Младший школьник научается понимать и принимать цели, которые ставит передним учитель, удерживать эти цели в течение длительного времени и выполнятьдействия согласно инструкции.

Прихорошей, правильной организации учебной деятельности у младшего школьника можноразвивать умение самостоятельной постановка цели. Начинает складываться умениесоотнесения цели со своими возможностями [5]. В этом периоде развития у ребенкаинтенсивно формируются моральные чувства: чувства товарищества,ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование принесправедливости и т.д. При этом они формируются под влиянием конкретныхвоздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнениипоручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когдамладший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает словавоспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда оннепосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе [12].

Необходимоучитывать различия между первоклассниками и четвероклассниками. По даннымисследования И. М. Вереникиной, от 8 до 10 лет возрастает число детей, которыемотивируют свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается числодетей, учащихся с интересом. Реально действующим мотивом является получениевысокой отметки или похвалы, ради получения которых ребенок готов заниматься и старательновыполнять задания.

Упервоклассников мотив работы на себя в условиях соревнования, по данным Н. Н.Власовой, является более действенным, чем мотив работы на команду. Но в третьемклассе ситуация меняется, и уже сильнее выражен общественный мотив, чеминдивидуальный. Также отмечается, что в третьем классе выраженностьобщественных мотивов у мальчиков и девочек одинакова, а в четвертом класседанные мотивы больше наблюдаются у девочек [2].

Кконцу младшего школьного возраста учащиеся могут изменять конкретную цель, еслиизменяется общий смысл деятельности. У школьников также происходит совершенствованиеумения планировать свои действия [8].

Ученикинеуспевающие ориентируются преимущественно на выполнение отдельных действий исохраняют предрасположенность к механическому копированию действий учителя иработе несколько облегченной. У преуспевающих же детей наблюдается выраженная мотивациядостижения успеха, то есть они хотят хорошо выполнить задание и получитьвысокую отметку или одобрение значимых взрослых. У слабо успевающих школьниковв начальных классах мотив достижения выражен хуже, или же отсутствует вовсе [3].Связанная с соперничеством со способными одноклассниками престижная мотивацияхарактерна для хорошо успевающих учащихся с высокой или завышенной самооценкойи лидерскими наклонностями. У неуспевающих же она не получает развития.

Мотивизбегания неудач присущ всем учащимся младших классов, но к окончанию начальнойшколы у неуспевающих детей он усиливается, так как у них практическиотсутствует мотив достижения успеха. Около четверти неуспевающих учениковтретьего класса отрицательно относятся к учению, т.к. мотив избегания неудачи уних является преобладающим.

Мотивпосещения школы первоклассниками не приравнивается к мотиву обучения, так какребенок испытывает не только познавательную потребность, нои престижную (достижение определенного социального положения), ижелание быть школьником (не детсадовцем), занимать социальные роли наравне сосверстниками. Следовательно, целью учения у первоклассников может быть какучеба в целом, так и выполнение роли школьника (при этом ребенок будетвыполнять нормы и соблюдать правила поведения в учебном заведении, т.к. онисоответствуют принятой им роли).

И.М. Вереникина провела лонгитюдное исследование, в результате котороговыяснилось, что от 6 до 10 лет возрастает число детей, которые

мотивируютсвою учебную деятельность чувством долга (с 15 % до 34 %) и уменьшаетсячисло детей, учащихся из-за интереса (от 25 % до 5 %). У школьниковпервых и вторых классов (по данным Л.И. Божович) восприятие отметок происходиткак оценка своих стараний, своей деятельности, а не как оценка качества работы.Отметка кажется важной, если она поставлена за четверть, так как она ставитсяза все старания ученика. Данный факт говорит о том, что изначально социальныйсмысл учебной деятельности в понимании детей заключается не столько в результате,сколько в самом учебном процессе. Однако ученики третьих и четвертых классовпоказывают меньшую старательность.

Помнению Л.И. Божович, сдвиги в мотивационной сфере происходят, т.к. непроисходит удовлетворения познавательной потребности учащихся, а это в своюочередь связано с методикой обучения, с излишним количеством упражнений,направленных на выработку умений. Это приводит к сильной загруженности памяти инедостаточному использованию интеллекта.

М.В. Матюхина говорит о том, что не все мотивы осознаются младшими школьниками водинаковой степени. Есть плохо осознаваемые мотивы (мотивы долга иответственности), мотивы благополучия, престижные мотивы, ряд мотивов,связанных с содержанием и процессом учения. Именно вышеперечисленные мотивычаще всего выступают в качестве реальных побудителей к учебной деятельности.

Выделяютсявнешние, гетерогенные мотивы, которые в свою очередь подразделяются напрестижные и «принудительные». Если принудительные мотивы (угроза наказания)являются сильно выраженными, создается стрессовая ситуация, отрицательновлияющая на мышление младших школьников. Мотивы «избегания санкций», которыепобуждают к выполнению учебных заданий, по данным С. А. Мусатова, к 3-му классуусиливаются. При этом наблюдается снижение доминирования интереса к содержаниюшкольных предметов [11].

Избирательноеотношение школьников к отдельным учебным предметам начинает заметно проявлятьсяв 3-4-х классах. В результате этого общий мотив учебы становится более дифференцированным,т.к. появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессуучения в зависимости от того, интересен школьнику предмет или нет.

Кконцу начальной школы также наблюдается снижение роли учителя в побуждении кучебной деятельности, т.к. повышается самостоятельность школьников и уровень ихориентации на мнение одноклассников [2]. К 4 классу ребенок является членомклассного коллектива, имеющего свои правилами жизни, традиции, порядки. Связичетвероклассника с классом становятся богаче, чем у первоклассника, и емунебезразлично общественное мнение класса (или же его отдельной группы). Отходот принятых в классе принципов поведения воспринимается четвероклассником какотступничество. Четвероклассник по-новому начинает переживать связь с коллективом,зависимость от него, когда принимает участие в обсуждении чего-то, когдаколлектив что-то одобряет или же осуждает, отвергает. В качестве примера можноиспользовать чувство гордости за коллектив, противопоставление одногоколлектива другим (драки, споры с детьми из других классов). Все это приводит квозникновению новых переживаний, которые зависят от общего настроенияколлектива. В коллективе также присутствует «эмоциональное заражение», котороеопределяется характером образовавшегося общественного мнения класса какопределенного вида эмоционального отношения ко многим аспектам школьной жизни. Развитиеоттенков интонаций в речи, мимики у учеников начальной школы происходитсовместно с ростом понимания ими чувств других людей и способности к сопереживаниюи эмпатии. Здесь также наблюдается разница между первоклассниками ичетвероклассниками [12].

Изменениемотивов младших школьников на основании вышеизложенного материала

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Широкие

социальные

мотивы, такие

как мотивы

самосовершенств

ования и мотивы

самоопределения

 

Мотив одобрения,

получения

хорошей оценки

ради похвалы

 

Мотивы

«избегания

санкций»,

которые

побуждают к

выполнению

учебных заданий

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Стремление

занять

определенное

положение в

коллективе

 

Мотив работы на

себя в условиях

соревнования

 

Сравнение своей

деятельности с

деятельностью

другого

 

Мотив работы на

команду

 

Мотив работы на

команду

 

Мотив одобрения

взрослых

 

Желание получить

одобрение учителя

 

Желание

получить

одобрение

учителя

 

Мотив долга,

ответственности

 

 

Списокиспользованной литературы

1.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.:Просвещение, 1968.- 249 с.

2.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб., 2004.

3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования.. — 5-е изд. — М. : Изд-во УРАО, 1999. — 175. 

4.Маркова А.К. и др. Мотивация учения и её воспитание ушкольников.- М.,1983.

5.Маркова, А.К; Матис Т. А., Орлов А. Б. Формированиемотивации учения.- М., 1990.

6.Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. Волгоград: Перемена, 2005.– С. 215.

7.Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников.- М.,1984.

8.Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе [Электронныйресурс].- URL: http://www.zelgo.ru/mpibos-218-6.html#:~:text=К%20концу%20младшего%20школьного%20возраста,зависимости%20от%20интереса%20к%20предмету(дата обращения: 10.12.2020).

9.Психология младшего школьника [Электронный ресурс].- URL:https://lektsia.com/3x2a87.html(дата обращения: 13.01.2021).

10.Репкин В.В. Развивающее обучение и учебнаядеятельность.– Рига, 1997. 40с.

11.Специфика учебной мотивации в различные возрастные периоды[Электронныйресурс].- URL: https://ulfek.ru/nauchnoteoreticheskieosnovymotivatsiiucheniya/2577-spetsifikauchebnojmotivatsiivrazlichnyevozrastnye-periody.html(дата обращения: 24.11.2020).

12.Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника // П.М.Якобсон. Психологиячувств 1мотивации.- М.- Воронеж, 1998.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет