Контраст – резкое различие элементов композиции – мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противополож- ных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Это резкое различие элементов, пред- метов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и пр. Выделяют одномерный контраст, когда идет различие по одной категории, и многомерный контраст – противопоставление по не- скольким категориям [12, 19]. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, вы- ражает энергию и силу произведения. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия. Кон- трастные же отношения, противопоставляя основные элементы, ха- рактеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы. В одной композиции могут одновременно существовать несколько видов контраста. Их соединение усиливает эффект про- тивопоставления. Так, светлая крупная форма выглядит более кон- трастной по сравнению с маленькой темной формой, чем формы разного размера, но одной силы тона. Контрастными могут быть и такие характеристики формы, как ее зрительная тяжесть и легкость, замкнутость и раскрытость и т.д. Сочетание в одной композиции статичных и динамичных элементов также представляет собой при- мер контраста. Недостаточная сила контраста может не сыграть свою роль в достижении художественной выразительности, а очень сильный контраст может зрительно разрушить композиционное единство. Поэтому степень контраста ограничивается такими тре- бованиями, которые сохраняют цельность впечатления. Например, бесконечный метрический ряд вертикальных членений главного фасада здания Адмиралтейства в Санкт- Петербурге построенного зодчим А.Д.Захаровым, остановлен контрастными элементами — портиками Автор постройки использовал раз личия элементов своей композиции в форме, положении в пространст ве, противопоставив вертикаль горизонталь по величине (рис. 135)
Положение контрастных элементов в композиции не является произвольным, а определено необходимостью выявления
Нюанс. Важную роль в композиции играет нюанс, сущность ко- торого составляет плавный и незначительный переход характери- стики элементов композиции в сторону усиления или ослабления. При нюансе нет четко выраженных противоречий: он призван вы- явить оттенки, помогая избежать монотонности. В нюансных фор- мах больше сходства, а различие совсем небольшое. Нюансные от- ношения, сближенные по форме, тону, цвету, фактуре, объему, раз- меру и пр., обогащают форму игрой оттенков, деталей. Само слово нюанс означает отклонение, едва заметный переход. Если при кон- трастном сопоставлении, например белого и черного, мы видим только эти два тона и ясно выраженные грани между ними, то при нюансном существует последовательный переход от белого через градации серого к черному. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру, нюанс смягчает, дополняет контраст. Нюанс может служить и самостоятельным средством вы- ражения, когда художественное произведение целиком построено на нюансных отношениях, сближенных тонах или в одной цветовой гамме. Контраст в первую очередь проявляется в сталкивании пред- мета и пространства, объема и плоскости, а затем в отношениях меж- ду предметами, пятнами, линиями по размеру, по форме, цвету, по направлению движения и прочим проявлениям элементов формы. Взаимосвязанность и соподчинение частей достигается с помо- щью средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу сходства или различия. Так, симметрия подчеркивает сходство, контраст – различие, нюанс – и сходство, и различие. Пропорции и ритм проявляют закономерности последовательных изменений [6, 12]. Если же мы видим полное сходство элементов по размерам, форме и другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве
Фасады Древнерусских храмов Владимиро-Суздальской школы, а также Успенского собора Московского Кремля практически не содержат контрастов в пластическом решении.
ренессансных палаццо. И в том, и в другом случае убывание качества формы — величины — по вертикали по направлению вверх осуществляется за счет нюансных различий между ее элементами
Билет №17 1 Основные факторы (требования) формирования жилого помещения – квартиры.