X-PDF

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Поделиться статьей

Организацияпроектно-исследовательской деятельности на уроках математики.

 

«Дорогата, что сам искал, вовек не позабудется»,

тезиссовременного понимания метода проектов.

 

Использованиеразличных технологий приобретает приоритетное значение при разработке сценарияурока. Особую актуальность в настоящее время приобрел метод проектов.

Сегодня мыможем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют отчеловека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению,самостоятельности в принятии решений, инициативности.  Формирование этихкачеств возлагается на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесьдолжны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.Предусматривается достижение следующих учебных и воспитательных задач:

— развитиетворческих способностей  учащихся и выработка у них исследовательскихнавыков;

-формирование аналитического и критического мышления учащихся;

— выявлениеодаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

— воспитаниецелеустремленности и системности в учебной деятельности;

— помощь впрофессиональной ориентации;

-самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно,поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитаниеподрастающего поколения. Но возникает вопрос, желает ли само подрастающеепоколение этого развития и воспитания?  У нынешнего поколения есть достаточнобольшое количество занятий помимо учебы.  Современные дети рациональны: онихотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что оно дает, гдеможет пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационныхпредставлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках былоинтересно, ярко, броско, как в кино. Имея доступ к информации через интернет,им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новоепоколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения.

Проанализировавситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: математика начинаетсявовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы уучащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовалудивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодолениетрудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Проектно-исследовательская деятельность является одним из эффективных методов, так какносит репродуктивный характер, и имеет высокую степень самостоятельности,инициативности учащихся к их познавательной деятельности.

 Я уверена,что организация проектно-исследовательской деятельности–это перспективный путьразвития детей, для того, чтобы сделать обучение научным, качественным итворческим.Необходимо включить проектно-исследовательскую деятельность вобразовательный процесс.

Девизом этой деятельности могут служить словавыдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте,заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Проектно–исследовательскойдеятельности, требует от учителя не столько «объяснения знания», сколькосоздания условий для расширения познавательных интересов детей.

 

Организациюпроектно-исследовательской деятельности я начинала так.

Первый этап в моей работе – былнаправлен на изучение научно-методической литературы. Поскольку  внедрение новыхФГОС тесно связано с проектно– исследовательской деятельностью, мне какучителю, захотелось выяснить: проектно– исследовательская деятельность – этопроявление одного целого,  или это две разные области деятельности, дополняющиедруг друга.

Чтобы в этомразобраться, я обратилась к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследование обычно понимается преимущественно как процесс выработки новыхзнаний и является одним из видов познавательной деятельности человека.«Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основеестественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовностии способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способыдеятельности в любой сфере. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного,поиска новых знаний. Главным результатом исследовательской деятельностиявляется интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину врезультате процедуры исследования.

И еслипроектирование — это решение практической задачи, способное принести какую-топользу, то исследование, на мой взгляд, это бескорыстный поиск истины.

Принципиальноеотличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование непредполагает создания какого либо заранее планируемого объекта, даже его моделиили прототипа. Таким образом,проектирование и исследование — изначально принципиально разные понаправленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

В отличие отпроектирования исследование — всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую-либопрактическую проблему, то это не более чем побочный эффект.

Заметим, чтосоздание любого проекта требует проведения исследования в том или иномнаправлении. И наоборот, результатом проведенного исследования может бытьпроект. Таким образом, имеясерьезное принципиальное отличие, одна форма деятельности органично вплетаетсяв другую.

        Навтором этапе я попыталась спланировать работу по обучению, а именно, повышениюинтереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках, психологическогоблагополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению уровняиспользования наглядности и визуализации на уроке, повышению эстетическойпривлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ присамоподготовке, повышению уровня математической грамотности.

На третьемэтапе – идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий сиспользованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе сучащимися нового набора.

Исследовательскаядеятельность на уроках математики

В структуруматематических способностей входят более десяти групп компонентов. Из них явыделяю две основные: быстроту усвоения и активность мышления.

Начиная с  6класса.Тема: «Длина окружности. Число Пи». Ребята, читаятекст, сталкиваются с числом ПИ. Они  не знают, что это за число. Формулировкаучебника большинству непонятна. Таким образом, родилось направлениеисследования, сформулировали рабочую тему — «Число Пи».

Исследовательскаяработа по теме «Число Пи».

Цель работы:определить, чему равно отношение длины окружности к её диаметру.

Инструментыи материалы: круги разного диаметра, нить (тесьма, шнурок), линейка.

 

Пландействий:

1.      Измерить с помощью нити (тесьмы, шнурка) длинуокружности (С, см) и её диаметр (d, см).

2.      Найти отношение длины окружности к её диаметру(С :d).

3.      Заполнить таблицу.

 

Длина окружности

(С, см)

Диаметр

(d, см).

 

Отношение длины окружности к её диаметру (С :d)

Круг 1

 

 

 

Круг 2

 

 

 

Круг 3

 

 

 

 

4.                 Вывод:

Дополнительноезадание.

   Используя данные исследовательской работы, составить формулу для вычислениядлины окружности.

Пландействий:

1.                 Записать формулу длявычисления числа Пи.

2.                 Выразить из формулы длявычисления числа Пи длину окружности.

3.                 Зная, что d = 2r,составить новую формулу.

4.                 Установить зависимостьдлины окружности от радиуса.

Далее напродолжении изучения математики, каждый год можно продолжать изучать даннуютему на более сложных задачах и их применении числа Пи.

 В 9классе по теме  «Среднее арифметическое, размах и мода» по тексту  задачистрою план решения, то есть мини проект. Средний возраст сотрудников отделакомпьютерной вёрстки, в котором работали 12 человек, составил 30,5 года. Послетого, как из отдела уволился двадцатилетний Олег и на его место пришёл Игорь,средний возраст сотрудников отдела стал составлять 31 год. Сколько лет Игорю?

План решения задачи (представлен в учебнике):

1)      Выскажите предположение о возрасте Игоря.

2)      Найдите первоначальную сумму возрастовсотрудников отдела.

3)      Обозначив возраст Игоря через х(лет), найдите, какой стала сумма возрастов сотрудников отдела.

4)      Выразите через х, каким сталсредний возраст сотрудников отдела.

5)      Составьте уравнение и решите его.

6)      Подтвердилось ли ваше предположение о возрастеИгоря?

Я добавляю вэтот план после 2 пункта следующий пункт: Найдите  сумму возрастов сотрудниковотдела после того, как уволился Олег.

 

Тема: «Определение параллельных прямых» в 7 классе. Казалось бы, простейшее определение, умещающееся в полторы строки, но ученикизапоминают только его последнюю часть, а именно «… они не пересекаются»,опуская одно важное условие: прямые должны лежать в одной плоскости. Моя задачакак учителя, заключается в том, чтобы обратить внимание детей, на то, чтоопределение состоит из двух условий и для того чтобы прямые являлисьпараллельными необходимо их выполнение. Как это сделать? Очень просто – ставимпроблемный вопрос: «Представим, что плинтус под доской и косяк у двери частидвух прямых, каково их взаимное расположение, проще говоря, они пресекаются илиявляются параллельными?»  И тут начинается бурное обсуждение проблемы, врезультате которого выясняется:  для того чтобы ответить на вопрос необходимоплинтус и косяк  «собрать в одном месте», а именно расположить их в однойплоскости и ответ будет получен.  Вывод: Две прямые называются параллельными,если они лежат в одной плоскости и не пересекаются. В результате решения даннойпроблемы ненавязчиво запоминается определение,  продолжается формирование пространственного мышления, расширяется понятие плоскости. Далее этот вопросможно поднять при изучении этой темы в 10 классе  «Определение параллельныхпрямых в пространстве»

   Тема «Неравенствотреугольника» в 9 классе.Задача: «Существует ли треугольник со сторонами 1см, 2см, 3см?» Проблемаисследования заложена в самой задаче.

      Исследовательская работа по теме «Построение треугольника по заданнымсторонам».

Цель работы:  построить треугольниксо сторонами 1см,2см, 3см.

Применяемые инструменты: линейка,карандаш.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

План работы:

Все вместе выполняем построениепрямоугольного треугольника, обращая внимание детей на то, что катеты могутиметь размеры только 1см и 2см.

Построение остроугольноготреугольника:

1 вариант строит треугольник состоронами 1см, 2см.

2 вариант строит треугольник состоронами 2см, 3см.

3 вариант строит треугольник состоронами 1см, 3см.

Построение тупоугольноготреугольника:

4 вариант  строит треугольник скатетами 1см и 2см.

5 вариант  строит треугольник состоронами 2см, 3см.

6 вариант  строит треугольник состоронами 1см, 3см.

Заполняется следующая таблица:

Вид треугольника

Длина первой стороны

 (см)

Длина второй стороны

 (см)

Длина получившейся

(третьей) стороны

 (см)

Прямоугольный

 

 

 

 

Остроугольный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тупоугольный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: треугольника со сторонами 1см,2см, 3см построить нельзя.

Возникает следующий вопрос – Почему?

Проводим анализ предыдущей работы иделаем заключение:  треугольник существует, т.е. его можно построить, еслисумма двух любых сторон треугольника больше третьей стороны.

И далее доказывается теорема по теме«Неравенство треугольника», рассматривается следствие и составляются тринеравенства.

Проектная деятельностьна уроках математики

Кажется,  каждый учитель не раззадавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников? Когда детиидут в школу, они все хотят учиться. Почему для ребёнка, генетическипредрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную,малопривлекательную работу?

Проектнаядеятельность по своей сути творческая. В ходе проектной деятельности учащиесяне просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно всовременной жизни приобретать эти знания.  Это чрезвычайно важно, знанияприходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. В основу методапроектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельностишкольников на результат, который получается при решении той или инойпрактически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов ориентирован надостижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятнобольшое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опытдеятельности, и поэтому он незаменим.

Внешнийрезультат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практическойдеятельности.

Внутреннийрезультат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося,соединяя в себе знания и умения. 

Проектная деятельность межпредметна. Она позволяетиспользовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьнымидисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненнымиситуациями.

Именно работа над проектом ставитребёнка в такую ситуацию, когда ему нужно новую информацию анализировать,отбирать самую главную, перерабатывать и предъявлять окружающим. Поэтому впроектной деятельности успешно формируются информационные компетенции.

Проект – это «пять П».

1.Наличие проблемы.Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нетпроблемы – нет деятельности.

2.Обязательное планированиедействий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается плансовместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. Напротяжении всей работы я помогаю в постановке цели, корректирую работу, но приэтом, не навязываю ученику своё видение решения задачи.

3.Поиск информации- обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказываютИнтернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. Послесовместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректируетпоследовательность технологических операций в каждой работе.

4.Результатработы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии длясоздания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собраннуюинформацию, формулируют выводы. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, реальными. Если это теоретическая проблема, то конкретное еерешение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (науроке, в школе, в реальной жизни).

Взависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты.Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может бытьопорный конспект, рисунок к задаче, алгоритм по решению задач, мини-сборникключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку илистих по изучаемой теме, составляют кроссворд.

Прикладнойпроект может быть связан с применением математического аппарата в повседневнойжизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и ихстоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашениябанковского кредита, среднее арифметическое по заработной плате и др.

Результатами работы надпроектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, математическиемодели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентациярезультатов — представление готового продукта. Иными словами, осуществление проектатребует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта,которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.

При защитеучащиеся демонстрируют и комментируют актуальность разработки поставленнойпроблемы, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторскиеспособности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся синтересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

В заключениепровожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: что новогоузнали, какие умения приобрели в процессе работы над проектом? Что былонаиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

В своейработе я применяю следующие типы проектов: исследовательские,творческие, игровые, информационныепроекты.

Какие результатыя вижу в ходе выполнения проектов.

Для учащегося.

1.Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
• Умение работать в группе, в команде
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу сразличной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, вкоторой создает проект и даже больше — программы, которые помогают лучшепредставить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считалисебя неуспешными.
Все вышеперечисленное дает ученику возможность, выйдя из стен школы статьуспешным, саморазвивающимся,  самодостаточной личностью.

Дляучителя.


1. Отношения с обучающимисяпереходят на уровень сотрудничества
2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могутприменяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта,руководителя, координатора, эксперта.
4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкогопрофиля.

Всевышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
      

Заключение

Чтозначит преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к собственнымоткрытиям. Герберт Спенсер

Математиканачинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…вопроса, проблемы.Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы онпочувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании,стал исследователем, может и первооткрывателем. Только через преодолениетрудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Творчество –прекрасное состояние – столь же прекрасное, как любовь. Можно ли учитьтворчеству? А можно ли научить любви, «настоящей, простой и душераздирающейчеловеческой любви»? (Рэй Бредбери) То и другое озарение, то и другое возможнотолько открыть, только пережить самому, если повезет.

Учительможет позаботиться о создании условий, в которых ученик однажды вдруг ощутитсебя творцом.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет