Внутри каждого вида кино сложилась своя система жанров.
Жанры художественного кино можно объединить в три группы: драматические . эпические . лироэпические.
В свою очередь, драматические жанры включают в себя кинокартины: психологические . комедийные . приключенческие. Общей их особенностью является динамическое развитие конфликта в сюжете, упор на действенное начало. Однако, акценты в них расставлены по-разному: в психологических — на исследование характера, личности героя . в комедийных — сатирический или юмористический подход к характеру и явлениям . в приключенческих главное — острое и напряженное развитие события, неожиданные повороты действия.
Среди картин психологического жанра можно назвать такие разновидности:
— психологическая драма («Сто дней после детства» С.Соловьева) .
— трагедия «Король Лир» Г.Козинцева, «Андрей Рублев» А.Тарковского) .
— мелодрама («Москва слезам не верит» В.Меньшова)
В кино комической направленности выделяют:
— эксцентрические комедии (почти все фильмы Л.Гайдая, «Невероятные приключения итальянцев в России» Э. Рязанова) .
— трагикомедии («Огни большого города» Ч.Чаплина, «Начало» Г.Панфилова) .
— трагифарс («Амели» Ж.-П. Жене) .
— сатирические комедии («Карнавальная ночь» Э.Рязанова, «Брак по-итальянски» В.де Сика).
Большое разнообразие форм имеет приключенческое кино:
— фильмы-путешествия (экранизации произведений мастеров приключенческого жанра — Ж.Верна, Ф.Купера) .
— кинофантастика («2001 год: Космическая Одиссея» С.Кубрика, «Солярис» А.Тарковского, «Муха» Д. Кроненберга) .
— фильмы- катастрофы («Армагеддон» М.Бэя, «Столкновение с бездной» М.Ледера) .
— вестерны (фильмы об Индиане Джонсе) .
— кинодетективы (экранизации А.Кристи, Ж.Сименона, А.Конан-Дойля) .
— триллеры («Психо» А.Хичкока, «Семь» Д.Финчера, «Видок» Пифора) .
— фильмы ужасов («Носферату» Ф.Мурнау, «Крик» У.Крэйена) .
— героико-приключенческие фильмы («Семнадцать мгновений весны» Т.Лиозновой, «Бондиана»).
К эпическим жанрам относят: киноэпопею («Александр Невский» С.Эйзенштейна) . кинороман («Унесенные ветром» Л.Ховарда, «Тихий Дон» С.Герасимова) . киноновеллы («Пышка» М.Ромма, «Рим» Ф.Феллини). Среди основных признаков эпических картин: повествовательное начало, многостороннее отражение исторических событий в связи с человеческими судьбами . при этом не остается в стороне глубокое проникновение во внутренний мир главных героев.
Лироэпические жанры характеризуются особой эмоциональностью повествования, в них активно именно авторское лирическое проявление как склад мировосприятия. К таким жанрам относятся: кинобаллады («Баллада о солдате» Г.Чухрая), кинопоэмы (Земля А. Довженко), киносказка (Золушка Н. Кошеверовой, Про Федота-стрельца С. Овчарова), кинопритча (Калина красная В. Шукшина).
В особую группу выделяют жанры музыкального кино: мюзикл . кинооперетта . киноопера . кинобалет . музыкальные комедии.