X-PDF

Консультация для педагогов дошкольного образования

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное образовательное учреждение

СОШ№13 г.Улан-Удэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детскийсовет или утренний круг?

Консультациядля педагогов дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель 1 категории

Г.А. Соловьёва

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании вРоссийской Федерации» одним из условий организацииобразовательной деятельности определяют создание условия для взаимопонимания исотрудничества между людьми.

Содержаниеобразования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений иубеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование иразвитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществедуховно-нравственными и социокультурными ценностями.(Статья 12 «Образовательныепрограммы»)

Конвенция о правах ребенка

«Участвовать»– значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводупроисходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающимтвою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач,возникающих в процессе совместного жизнетворчества. (Ст. 12–13 «Участие»)

Детский совет- принятая в мировой практике форма работы, позволяющая достигнуть балансаинициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своейсвободой и выбирать содержание своего обучения поддержка разнообразия детей идетства.

Участиевозможно для детей любого возраста. Дети обладают значительно большимпотенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могутосознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могутчетко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях ипредставлениях, дать оценку своим идеям, делам и действиям и действиям других.

Культураучастия (соучастия) может быть сформирована только постоянной ежедневнойпрактикой, причем возраст ребенка, уровень владения речью играет роль толькодля формы участия, но не для участия как такового.

 

Задачи детского совета

-Создатьэмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
-Создать условия для межличностного и познавательно-деловогообщения детей и взрослых.

-Развиватьэмпатию (сопереживание)

-Учитьвыбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать оних кратко, но последовательно и логично.

-Учитьформулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точкузрения.

-Выбрать темунового проекта / подвести итоги проекта.

-Разработатьплан действий.

-Учить детейделать осознанный ответственный выбор.

-Развиватьумение договариваться о совместной деятельности, распределять роли иобязанности и др.

Длительность проведения детского совета

В целомдетский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всемхорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколькообсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темыпланирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Структура детского совета…

Единственноверной структурыНЕТ.

-Детскийсовет НЕ занятие.

-Участие внем НЕ может быть принуждением.

Что есть?

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

-Приветствие(инвариант: пожелания, комплименты, подарки).

-Игра(инвариант: тренинг, пение, слушание).
-Обмен новостями.

-Планированиедня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей,выбор деятельности).

-Подведениеитогов (работы в центре, проекта, дня).

1.Приветствия (комплименты, подарки и пр.)

-Прежде чемвключать эту часть в структуру детского совета, стоит сделать анализ ситуации.Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если увоспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формыприветствий или «окультурить» их, то эту часть можно пропустить, ограничиваясьулыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мыснова все вместе».

-Особоевнимание может быть уделено тому ребенку (детям), который, например, вернулсяпосле болезни или отпуска («Как здорово, что Артем снова с нами.Мы очень ждалитебя»).

Иное дело,когда культуре приветствий нужно учить…

2.Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга)

-Игрыиспользуются как игры, для общей радости и удовольствия, а неучебно-тренировочных действий.

-Что этоможет быть? Любые игры, не требующие большой подвижности.

3.Обмен новостями или философствование с детьми
Обмен новостями во время детского совета – местолегитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Новости:
-не регламентируются (только по одной короткойновости);

-не селекционируются(только хорошие новости);

-невытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»);

-незапрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети недолжны об этом думать и говорить»).

Новости принимаются как факт.

Как помочь ребенку заговорить

Как правило,проблема не в том, как «разговорить», а в том, как удержать разговоры вприемлемых рамках.

-Внимание кповседневным разговорам (наблюдения).

-Волшебныйсундучок (от каждого молчуна по 1 вещице).

-«Секретик» (взрослыйкооперируется с ребенком).

-Договариваниеза ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.
Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей

к «публичнымвыступлениям»? Нет.

Пониманиеиндивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливостьподскажут, когда не следует торопить и торопиться.

4.Планирование

Выбор темы проекта, образовательного события.

Планирование– одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета.Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижениеидей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темыобразовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослыеподдерживают их инициативу и креатив-ность, демонстрируют партнерский стильвзаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха,основанного на ценности совместных действий

-Ориентацияна образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей,культуросообразность, потенциал местного сообщества.

-Балансинициатив взрослых и детей.

-Интеракциякак условие планирования.

Еще о планировании…

-Первоенаправление – выбор темы образовательного проекта (события, акции).

-Второенаправление – разработка плана проекта, плана образовательного события).

-Третьенаправление – планирование дел и действий на текущий день.

Все идеидетей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых.

Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит,осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужнопридумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная иустойчивая.

Дети доначала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют занятьсядругие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность ипродуманность.

-И взрослые,и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны тедела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталосьнереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы.

-Иногда детир. в. и, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, ихмысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственногодостоинства.

-Записанныепечатными буквами слова побуждают детей учиться читать, что взрослые и увидят,если будут это делать вместе с ними постоянно.

-У педагоговнакапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательнойработы с детьми, и примеры «индивидуальной работы».

И последнее

Совместноепланирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют опрофессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своимивоспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрыватьсодержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм иметодов, индивидуализировать работу.

Выбор Предоставление права выбора – это не единичная акция, не специальнозапрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора – естественное ежедневноесостояние образовательной деятельности в дошкольной организации.

-Взрослый*(воспитатель, специалист, кто-то из родителей воспитанников) направляет выбордетей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия иобсуждает с детьми (с некоторыми, с изъявившими желание) их планы.

Выбор неподразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязанбудет «выбрать» центр искусства, а послезавтра – центр движения.

-Выбор – этоне награда, которая выдается детям после окончания «настоящей (учебной)работы».

-Выбор – этодобровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.

Баланс инициатив

Реализациямодели обучения на примере культуросообразного поведения взрослых.

-Каждый деньу ребенка должна быть возможность: самостоятельно выбрать дело для себя, включитьсяв кооперативную деятельность с другими детьми или работать под руководствомвоспитателя (в малой подгруппе, в индивидуальном партнерстве со взрослым).

5.Подведение итогов, или что у нас получилось?

-Использованиеэтой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживатьстремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает местои время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.

-Итоговыйсбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуютсвой план в центре искусства или кулинарии (математики, строительства, игры,песка и воды, науки и т. п.).

-Его основнаязадача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результатсоответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И ещеодна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом(«Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»), вселить в детейчувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

Роль взрослых

-При ведениидетского совета взрослый – модератор.
-Взрослые основывают свою деятельность напонимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенкана свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии;предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов,очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников пониманиеответственности за свой выбор, действия и результаты.

-Какресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательногопроцесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти ииспользовать разнообразные источники информации.

Внезависимости от названия, детский совет – это место
и время делового и духовного общения взрослых сдетьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникальногосообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями ивозможностями.

Благодарю завнимание!


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет